Рылеев доставит тебе моих "Цыганов". Пожури моего брата за то, что он не
сдержал своего слова - я не хотел, чтоб эта поэма известна была прежде
времени - теперь нечего делать - принужден ее напечатать, пока не
растаскают ее по клочкам.
Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над
собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни
приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина
нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана
не ясно: не то <б***ь>, не то московская кузина. Молчалин не
довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая
пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог
быть очень забавен. Les propos de bal, сплетни, рассказ Репетилова о
клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый - вот черты
истинно комического гения. - Теперь вопрос. В комедии "Горе от ума" кто
умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий?
Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень
умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями,
остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно.
Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским
бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека -
с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед
Репетиловыми и тому подоб. 1. Кстати, что такое Репетилов? в нем 2, 3,
10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с
таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей
глупости, а не мерзостях. Это смирение черезвычайно ново на театре, хоть
кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? -
Между мастерскими чертами этой прелестной комедии - недоверчивость
Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! - и как натурально! Вот на
чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел -
его воля. О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу.
Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его
комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в
голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю
прямо, без обиняков, как истинному таланту.
Тебе, кажется, "Олег" не нравится; напрасно. Товарищеская любовь
старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта
трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей
простоте имеет много поэтического. Лист кругом; на сей раз полно.
Я не получил "Литературных листков" Булгарина, тот №, где твоя критика на Бауринга. Вели прислать.
Конец января 1825 г. Из Михайловского в Петербург
(Источник: Письмо А. А. Бестужеву) |