Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Быт и нравы барской Москвы (по Грибоедову)

    Быт и нравы барской Москвы (по Грибоедову)

    сочинение

    А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа.

    Высокообразованный и воcпитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

    Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

    Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был "с министром знаком", но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии "Горе от ума" Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги. Поэтому "Горе от ума" дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.

    Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов - богатый крепостник, защитник самодержавно- крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара", - говорит Фамусов. А далее он добавляет: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, да если наберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених.

    К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что нужно служить "делу, а не лицам".

    Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его угождать всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!

    Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на свете!". Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: "подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа."

    Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих - Вакансии как раз открыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

    Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки", - так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. "Ученостью меня не. обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений", - говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев...

    Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

    Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!

    Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство.

    Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок- гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный.

    В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, "она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Софье, по заключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого".

    Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто?" он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.

    Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В. Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства... Какие типические характеры; какой язык, какой стих - энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!"

    Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.


    Метки публикации: Сочинения

    28-10-2012 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика