сочинение
В произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и в романе «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина широко показана жизнь российского дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, а главные герои этих гениальных произведений — в основном молодые люди. Это люди разного общественного положения, разных сословий и убеждений, разных умственных способностей и моральных принципов. Широта охвата российской действительности в этих двух произведениях такова, что мы смело можем утверждать, что в этих произведениях показаны почти все типы представителей молодого поколения двадцатых годов девятнадцатого века. К ним можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью, Онегина, Ленского, Татьяну и других молодых людей, которые присутствовали в этих произведениях.
Двадцатые годы девятнадцатого века — это бурное время, время столкновения «века нынешнего» и века «минувшего», столкновения старых убеждений с современными идеями нового поколения молодых дворян, которое появилось после войны 1812 года. Именно в это время начали выясняться позиции личностей. Так, часть представителей молодого поколения боролась за новые, прогрессивные, убеждения, а другая часть поддерживала старую, крепостническую точку зрения. Наиболее яркий представитель консервативной части молодого поколения — Молчалин. Он служит секретарём в богатом доме Фамусовых. Алексей Степанович настолько беден, что вынужден жить в доме своего начальника.
Он умён, угодлив, изворотлив. Он проводит всё свободное время за работой и старается быть заметным как в доме своего покровителя, так и в обществе гостей Фамусова. Молчалин прикладывает все силы и использует все возможные способы для того, чтобы выбраться в люди и занять местечко повыше. Одним из таких способов можно назвать ухаживание за Софьей Павловной, дочерью Фамусова. С большим искусством Молчалин ведёт любовную игру, притворяется нежным и влюблённым. В то же время этот малодушный подлец ухаживает за горничной Лизой и хочет «сорвать цветы её любви». Мне кажется, что такой человек, как Молчалин, пойдет на любое преступление и на разрушение чужого счастья ради своей карьеры. Таких людей, вышедших из низов и стремящихся во что бы то ни стало подняться по служебной и жизненной лестнице, множество.
Они полностью присоединяются к фамусовым, у которых чаще всего берут лишь худшие черты подлости, лицемерия и приспособленчества. И, что удивительно, внутренней сути тихого и бессловесного Молчалина не видит не только покровительствующий ему высокопоставленный Фамусов, но и его достойная дочь. Классическое образование знатных барышень того времени составляли французский язык, танцы, пение, игра на фортепиано, чтение французских сентиментальных романов и посещение балов. Девушек учили чувствовать больше, чем мыслить. Всю житейскую мудрость они, к сожалению, черпали из французских сентиментальных любовных романов. Девушки были очень наивными, сентиментальными и мечтательными.
Они часто принимали желаемое за действительное, придавали своим возлюбленным несвойственные им благородные черты, ореол «мужества» и романтики. Софья Фамусова — типичная представительница таких знатных девушек. Красивая, умная, искренняя Софья хочет покровительствовать скромному и, как ей казалось, высоконравственному Молчалину. Она испытывает потребность возвысить до себя и до своего круга незаслуженно, как ей казалось, обойдённого судьбой молодого человека. Начитавшись французских книжек, живя в доме отца в его воле, Софье, девушке с характером, стала интересна роль властительницы судьбы будущего покорного мужа, «мужа-мальчика, мужа-слуги». Мы видим, что Софья и другие представительницы прекрасного пола отлично приспособились к своему положению в семье и обществе. (Например, жена Горича, «безумно» опекающая своего мужа, вполне взрослого человека.) Они не мыслят себе другой жизни, кроме жизни, проложенной их отцами и матерями.
Только Александр Андреевич Чацкий — единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, имея влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы составить себе блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, «на старших глядя», и открыто это высказывал. Удел, который приготовил герою А.С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий никогда не был бездельником, повесой, волокитой и прожигателем жизни. Всю жизнь он учился, «обрыскал свет». Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел «пустое, рабское, слепое подражанье» его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил подлеца Молчалина, «открыл глаза» Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать людям. Безаппеляционность речей Чацкого просто поразительна! Пораженный стрелой Амура, он не видел того с кем говорил.
Чацкий пытался заставить богатых понять выгоды отмены крепостного права. А для них отмена крепостного права — разорение. Чацкий клеймит молодых дворян, которые стремятся сделать свою карьеру не службой, а угодничеством. Но он говорит это тем, кто сам всю жизнь угодничал и пресмыкался перед сильными мира сего. Чацкий не может понять, что говорить с ними он будет с таким же успехом, что с глухими людьми. Даже старики не могут слышать его «непочтительные речи» и закрывают уши руками. Мне кажется, что Чацкого поэтому нельзя назвать по-настоящему мудрым и умным человеком. Но, с другой стороны, он является первым, кто открыто объявил московским дворянам о наболевших вопросах того времени. Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту». Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты.
Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий много в то время, и все они стараются внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и приносить истинную пользу своей родине. В «Горе от ума» упоминается несколько таких людей: князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется, что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый путь — выйти в декабре 1825 года на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй путь — пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов. Для этого Чацкому нужно повзрослеть и постараться преодолеть свои душевные порывы. Тогда, продвинувшись по службе, можно было продолжать борьбу более мирными политическими средствами. Автор же оставил героя на историческом перепутье, «на очередной смене эпох и поколений». Чацкий в комедии предстал борцом за правду, за дело, за идею, за новый порядок и за успех. За Чацким было право выбора будущих форм борьбы.
Несколько иначе показана судьба молодого поколения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».Евгений Онегин является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Многие ошибочно сравнивают Онегина и Чацкого. Но Онегин, в отличие от Чацкого, является лишним человеком в любом обществе. Чацкий, по словам Лизы, был «в друзьях особенно счастлив», и, помимо друзей, у него было много единомышленников, разделявших его взгляды и понимавших его проблемы и мысли. Онегин же — одинок, у него нет ни друзей, ни единомышленников; любое общество ему скучно, он считает себя единственным умным человеком, а всех вокруг недоумками, рядом с которыми он не хочет находиться. Чацкий любил работать, труд был ему по душе, а Онегину мысль об упорном труде внушала отвращение. Конечно, у Онегина было много хороших качеств. К ним можно отнести его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлаждённый ум».
Нет! Онегин не сухой, бездушный и холодный человек, но его смело можно назвать «страдающим эгоистом», эгоистом поневоле, так как «в его эгоизме должно видеть то, что древние называли «fatum». Этим он разительно отличается от Чацкого, который не является эгоистом ни в своих поступках, ни в речах, ни в мыслях и который всегда заботится не только о своём благе, но и о благе родины и всех своих соотечественников, включая крепостных крестьян. В отличие от Чацкого, Онегин ни над чем глубоко не задумывался. Никакие чувства и общественные события не находили глубокого отклика в его душе. Душевного потрясения не вызвала у Онегина даже смерть Ленского, погибшего от его пули на глупой дуэли. «Одна наука страсти нежной» занимала Евгения «до двадцати шести годов». Блистать новыми идеями, модными костюмами, причёсками и духами, покорять или шокировать дам, быть поверхностно-образованным в мужском обществе — вот мера приложения сил Онегина. Таковы внешний блеск и духовная нищета Онегина и множества подобных ему молодых людей! Здравомыслящая молодёжь от такой жизни начинала скучать, Онегин же впал в хандру, так как у него не было главной цели, составляющей жизнь мужчины.
Трагична судьба и Владимира Ленского. Ленский — поэт, романтик, очень чувствительный и легко ранимый юноша. «Он сердцем полный был невежда», — отмечает Пушкин в романе.
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
Возможно, Владимир стал бы хорошим мужем и отцом, прошел бы жизненным путём обычного человека. А в старости бы он «скончался посреди детей, плаксивых баб и лекарей». Но жизнь распорядилась иначе. Он был убит на дуэли легкомысленным Онегиным, которого считал своим другом, на дуэли. Онегин, не задумываясь о сути жизненных явлений, отверг и первое чувство молодой Татьяны. В романе Евгений Онегин выступал опытным соблазнителем, властителем юных и неопытных сердец, разрушителем их счастья. В романе только повзрослевшая Татьяна, вышедшая замуж и ставшая дамой высшего света, даёт достойную отповедь франту. Образ Татьяны Лариной олицетворяет лучшие черты русской женщины: доброту, чистоту, нравственность, преданность своим идеалам и своему дому. Но под влиянием чтения сентиментальных романов и осмысления жизни у многих представительниц прекрасного пола появилось и стремление к личной свободе, к независимости от опеки родителей. Примером тому является любовное письмо Татьяны к Евгению, которое она написала ему первой. Татьяна была настолько поглощена новым чувством, что забыла о мнении света. Ведь девушка того времени не должна была первой показывать свою любовь и писать письмо! Татьяна надеялась если не на ответное чувство молодого человека, то на понимание с его стороны её движения души, на его честность по отношению к ней. Но, несмотря на новые веяния, родительский дом, замужество и семейный очаг — удел женщины того времени.
Как сложилась бы судьба Онегина потом? На этот вопрос ответить уже сложнее. Может быть, «безотрадная тоска его обратилась бы в мертвую, холодную апатию»? Или его страсть воскресила бы его «для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания»? Но мы смело можем утверждать, что Онегин — потерянный для общества человек, силы его «богатой натуры остались без приложения» и его жизнь не имеет смысла, а роман - конца.
Так похоже и так по-разному показывают судьбу молодого поколения молодого поколения двадцатых годов девятнадцатого века А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, два великих русских писателя. От себя добавлю, что слог обоих поэтов очень легок, изящен, такие стихи я воспринимаю намного позитивней, чем сложный слог например стихов Мережковского, которые нужно осмысливать непрерывно, каждую строку, каждое слово.