Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.
В "Программе по литературе (5-11 класс)", созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения "Детство" и "Сказка" и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.
В 6-ом классе в разделе "Мифы народов мира" учащиеся знакомятся с отрывком из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.
В 7-ом классе для изучения предложены рассказы "Цифры" и "Лапти". Воспитание детей в семье, сложность взаимоотношений детей и взрослых - основные проблемы этих рассказов.
Рассказ И. Бунина "Чистый понедельник" изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе "теория литературы" развивается понятие о стиле.
В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Иоан Рыдалец", "Чистый понедельник", а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].
Особенностью программы является раздел "Произведения для заучивания наизусть", в котором предложены стихотворения И. А. Бунина "Сказка", "Родина", "Настанет день - исчезну я…", "Собака", "Слово", "Вечер".
В "Программе по литературе 5-9 классы" и "Программе по литературе 10-11 классы" под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.
Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле "Времена года". "Листопад" изучается вместе с другими стихотворениями в теме "Осень", а в теме "Весна" изучается стихотворение "Бушует полая вода…". Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение "Кастрюк" как изображение прозаической картины весны.
В 6-ом классе для внеклассного чтения предлагается стихотворение И.А. Бунина "Лес, - и ясно-лазурное небо глядится…", обращается внимание на понятие о поэтическом образе.
Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы "Герой и время" (социально-нравственное содержание) и "Жанры литературных произведений" (теоретико-литературный аспект).
Так в теме "Авторское отношение к герою" изучаются рассказы И.А. Бунина "Лапти" и "Танька" [25; 30].
В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы "Природа и родина в поэзии И. А. Бунина", где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: "Вечер", "Не устану воспевать вас, звезды!..", "Раскрылось небо голубое...", "Еще и холоден и сыр февральский воздух", "Последний шмель" (по выбору). "Истинные и ложные ценности" по рассказу "Господин из Сан-Франциско". Также рассматривается тема любви, на примере рассказов "Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Чистый понедельник".
В "Программе по литературе для 5-11 классов" под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].
В 5-ом классе в разделе "Лирические жанры" для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: "Укоры", "Густой зеленый ельник у дороги…", "Няня", "Осыпаются астры в садах…", "Перед закатом набежало…", "Вечер", "Слово", "Детство", "Сказка".
В 6-ом классе в разделе "Мифы" представлена глава "Пост Гайавата" из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (перевод И. Бунина). Тем самым обращается внимание на жизнь мифа в литературе нового времени, его поэтическую обработку и переложение. А в разделе "Лирическое стихотворение" учащиеся знакомятся с произведениями И. Бунина "Помню долгий зимний вечер…", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея…", "Первый утренний, серебряный мороз…", "Пахарь", "Детство", а также отрывками из романа "Жизнь Арсеньева", объединенными общей проблемой - поэтический мир Бунина. В разделе "Литературная баллада" учащиеся самостоятельно знакомятся с балладой И. Бунина "Белый Олень" и в разделе "Поэма" с поэмой "Листопад".
В 8-ом классе в разделе "Древняя русская литература" прослеживается связь ее с литературой нового времени. Преемственность нравственный ценностей, приемы стилизации, сюжеты и традиции древнерусских литературных памятников рассматриваются среди прочих произведений и на примере стихотворения Бунина "Князь Всеслав"
В 9-ом классе в центре внимания проблема "Автор-образ-читатель", и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Холодная осень", при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.
Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса "Литературный процесс". Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы ("Осенний ветер", "Запах соли"); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение "мужицкой" темы ("Деревня", "Антоновские яблоки"); чувство исторической памяти и неизбежная "печаль времени"; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей ("Ночной разговор"); поиски целостности жизни и психология человека ("Наша чаша").
Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: "чувство смерти" и жажда жизни. Образы последних дней героя ("Худая трава"). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы ("Солнечный удар", "Грамматика любви", "Легкое дыхание"). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного "мгновения" жизни, синтез поэтического и прозаического, "открытый" лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-"лицо" [28].
"Программа по литературе (5-11 классы)", созданная под редакцией Г.И. Беленького, складывается из 3-х звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы [29]. Произведения Бунина не рассматриваются в 5-8 классах, они рекомендуются для изучения в 9-11 классах. Программа 8-9 классов построена как своеобразное завершение курса предшествующих классов школы и подготовка к изучению литературы на историко-хронологической основе. Такая структура курса литературы призвана выработать у учащихся к концу основной школы целостный взгляд на развитие отечественной литературы. В 9-ом классе в рамках раздела "Литература 20 века", ставятся проблемы, связанные с изучением рассказа "Велга" (близость рассказа к стихотворению в прозе), "Золотое дно" (тема запустения родной земли), "Сверчок" (трагедия и незаметный героизм "маленького человека"), "Косцы" (грусть по безвозвратно ушедшему, непередаваемая прелесть народной песни). А так же происходит знакомство учащихся с лирическими произведениями: "Полевые цветы", "Еще и холоден, и стар…", "Ковыль", "Ненастный день. Дорога прихотливо…", "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…", "Слово", отмечаются "любовь и радость бытия" в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок, скорбные мотивы последних стихотворений.
Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы "Крик", "Чаша жизни", "У истока дней", стихотворения "Сумерки", "Вечер", "Последний штиль", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…".
В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Суходол" речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания "дворянских гнезд", светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, "живописи словом" как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].
Нами также была рассмотрена "Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля" под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.
В 5-ом классе для самостоятельного чтения программа рекомендует рассказ "Лапти", в 6-ом классе в разделе "Связь и взаимодействие литературы и фольклора" - стихотворение "Святогор и Илья", а для самостоятельного чтения стихотворения"Святогор" и "Баба Яга".
В разделе "Литературный процесс 19-20 веков" в 9 классе предлагается изучить рассказ "Господин из Сан-Франциско", обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.
В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: "Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века" (здесь предлагаются для изучения такие произведения как "Деревня", "Легкое дыхание", обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и "Русское литературное зарубежье", в котором представлены рассказы из цикла "Темные аллеи". В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями "Одиночество", "Баба Яга" и "Сатана Богу" и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы "Петлистые уши", "Казимир Станиславович", "Чаша жизни" и "Суходол" [26].
Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье "Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах", проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].
Таблица
Пример подбора стихотворений И.А. Бунина для изучения в 5-11 классах
Класс |
Программа под редакцией |
Из опыта работы |
||
Кутузова А.Г. |
Коровиной В.Я. |
Курдюмовой Т.Ф. |
||
5 |
Стихотворения И.А. Бунина рекомендованы для самостоятельного чтения |
"Помню долгий зимний вечер..." |
"Детство", "Сказка", "Первый соловей", "Канарейка" |
"Детство", "Сказка", "Первый соловей", "Летняя ночь", "Помню долгий зимний вечер..." |
6 |
"Помню долгий зимний вечер...", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея...", "Первый утренник, серебряный мороз...", "Пахарь", "Детство" |
"Пахарь", "Старик у хаты веял...", "Уж подсыхает хмель на тыне..." |
||
7 |
Стихотворения о родной природе (в том числе И.А. Бунина) |
Лирика начала XX века. И.А. Бунин. "Изгнание", "У птицы есть гнездо..." |
"Догорел апрельский светлый вечер...", "Полями пахнет, свежих трав...", "Ещё холоден и сыр..." |
|
8 |
"Ковыль" |
"У птицы есть гнездо..." (после изучения поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри") |
||
9 |
"Слово", "Русская сказка", "Изгнание" |
"Слово", "Ковыль" (после изучения "Слова о полку Игореве") |
||
10 |
"Вечер", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..." (после изучения поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") |
|||
11 |
Поэзия И.А. Бунина (стихотворения не указаны) |
"Крещенская ночь", "Ночь", "Песня", "Одиночество", "Последний шмель", "Собака" |
"Крещенская ночь", "Ночь", "Песня", "Одиночество", "Последний шмель" |
"Крещенская ночь", "Ночь", "Листья падают в саду...", "Одиночество", "Забытый фонтан" |
Таким образом, практически во всех программах обращается внимание на своеобразие творческой манеры И. А. Бунина, нравственно-философскую проблематику бунинской прозы, роль традиций русской классической литературы в творчестве писателя.