Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов

    Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов


    Методические аспекты темы исследования

     


     

    Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов

    В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.

    В "Программе по литературе (5-11 класс)", созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения "Детство" и "Сказка" и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.

    В 6-ом классе в разделе "Мифы народов мира" учащиеся знакомятся с отрывком из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.

    В 7-ом классе для изучения предложены рассказы "Цифры" и "Лапти". Воспитание детей в семье, сложность взаимоотношений детей и взрослых - основные проблемы этих рассказов.

    Рассказ И. Бунина "Чистый понедельник" изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе "теория литературы" развивается понятие о стиле.

    В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Иоан Рыдалец", "Чистый понедельник", а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].

    Особенностью программы является раздел "Произведения для заучивания наизусть", в котором предложены стихотворения И. А. Бунина "Сказка", "Родина", "Настанет день - исчезну я…", "Собака", "Слово", "Вечер".

    В "Программе по литературе 5-9 классы" и "Программе по литературе 10-11 классы" под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.

    Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле "Времена года". "Листопад" изучается вместе с другими стихотворениями в теме "Осень", а в теме "Весна" изучается стихотворение "Бушует полая вода…". Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение "Кастрюк" как изображение прозаической картины весны.

    В 6-ом классе для внеклассного чтения предлагается стихотворение И.А. Бунина "Лес, - и ясно-лазурное небо глядится…", обращается внимание на понятие о поэтическом образе.

    Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы "Герой и время" (социально-нравственное содержание) и "Жанры литературных произведений" (теоретико-литературный аспект).

    Так в теме "Авторское отношение к герою" изучаются рассказы И.А. Бунина "Лапти" и "Танька" [25; 30].

    В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы "Природа и родина в поэзии И. А. Бунина", где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: "Вечер", "Не устану воспевать вас, звезды!..", "Раскрылось небо голубое...", "Еще и холоден и сыр февральский воздух", "Последний шмель" (по выбору). "Истинные и ложные ценности" по рассказу "Господин из Сан-Франциско". Также рассматривается тема любви, на примере рассказов "Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Чистый понедельник".

    В "Программе по литературе для 5-11 классов" под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].

    В 5-ом классе в разделе "Лирические жанры" для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: "Укоры", "Густой зеленый ельник у дороги…", "Няня", "Осыпаются астры в садах…", "Перед закатом набежало…", "Вечер", "Слово", "Детство", "Сказка".

    В 6-ом классе в разделе "Мифы" представлена глава "Пост Гайавата" из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (перевод И. Бунина). Тем самым обращается внимание на жизнь мифа в литературе нового времени, его поэтическую обработку и переложение. А в разделе "Лирическое стихотворение" учащиеся знакомятся с произведениями И. Бунина "Помню долгий зимний вечер…", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея…", "Первый утренний, серебряный мороз…", "Пахарь", "Детство", а также отрывками из романа "Жизнь Арсеньева", объединенными общей проблемой - поэтический мир Бунина. В разделе "Литературная баллада" учащиеся самостоятельно знакомятся с балладой И. Бунина "Белый Олень" и в разделе "Поэма" с поэмой "Листопад".

    В 8-ом классе в разделе "Древняя русская литература" прослеживается связь ее с литературой нового времени. Преемственность нравственный ценностей, приемы стилизации, сюжеты и традиции древнерусских литературных памятников рассматриваются среди прочих произведений и на примере стихотворения Бунина "Князь Всеслав"

    В 9-ом классе в центре внимания проблема "Автор-образ-читатель", и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Холодная осень", при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.

    Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса "Литературный процесс". Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы ("Осенний ветер", "Запах соли"); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение "мужицкой" темы ("Деревня", "Антоновские яблоки"); чувство исторической памяти и неизбежная "печаль времени"; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей ("Ночной разговор"); поиски целостности жизни и психология человека ("Наша чаша").

    Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: "чувство смерти" и жажда жизни. Образы последних дней героя ("Худая трава"). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы ("Солнечный удар", "Грамматика любви", "Легкое дыхание"). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного "мгновения" жизни, синтез поэтического и прозаического, "открытый" лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-"лицо" [28].

    "Программа по литературе (5-11 классы)", созданная под редакцией Г.И. Беленького, складывается из 3-х звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы [29]. Произведения Бунина не рассматриваются в 5-8 классах, они рекомендуются для изучения в 9-11 классах. Программа 8-9 классов построена как своеобразное завершение курса предшествующих классов школы и подготовка к изучению литературы на историко-хронологической основе. Такая структура курса литературы призвана выработать у учащихся к концу основной школы целостный взгляд на развитие отечественной литературы. В 9-ом классе в рамках раздела "Литература 20 века", ставятся проблемы, связанные с изучением рассказа "Велга" (близость рассказа к стихотворению в прозе), "Золотое дно" (тема запустения родной земли), "Сверчок" (трагедия и незаметный героизм "маленького человека"), "Косцы" (грусть по безвозвратно ушедшему, непередаваемая прелесть народной песни). А так же происходит знакомство учащихся с лирическими произведениями: "Полевые цветы", "Еще и холоден, и стар…", "Ковыль", "Ненастный день. Дорога прихотливо…", "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…", "Слово", отмечаются "любовь и радость бытия" в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок, скорбные мотивы последних стихотворений.

    Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы "Крик", "Чаша жизни", "У истока дней", стихотворения "Сумерки", "Вечер", "Последний штиль", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…".

    В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Суходол" речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания "дворянских гнезд", светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, "живописи словом" как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].

    Нами также была рассмотрена "Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля" под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.

    В 5-ом классе для самостоятельного чтения программа рекомендует рассказ "Лапти", в 6-ом классе в разделе "Связь и взаимодействие литературы и фольклора" - стихотворение "Святогор и Илья", а для самостоятельного чтения стихотворения"Святогор" и "Баба Яга".

    В разделе "Литературный процесс 19-20 веков" в 9 классе предлагается изучить рассказ "Господин из Сан-Франциско", обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.

    В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: "Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века" (здесь предлагаются для изучения такие произведения как "Деревня", "Легкое дыхание", обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и "Русское литературное зарубежье", в котором представлены рассказы из цикла "Темные аллеи". В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями "Одиночество", "Баба Яга" и "Сатана Богу" и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы "Петлистые уши", "Казимир Станиславович", "Чаша жизни" и "Суходол" [26].

    Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье "Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах", проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].

    Таблица

    Пример подбора стихотворений И.А. Бунина для изучения в 5-11 классах

    Класс

    Программа под редакцией

    Из опыта работы

    Кутузова А.Г.

    Коровиной В.Я.

    Курдюмовой Т.Ф.

    5

    Стихотворения И.А. Бунина рекомендованы для самостоятельного чтения

    "Помню долгий зимний вечер..."

    "Детство", "Сказка", "Первый соловей", "Канарейка"

    "Детство", "Сказка", "Первый соловей", "Летняя ночь", "Помню долгий зимний вечер..."

    6

    "Помню долгий зимний вечер...", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея...", "Первый утренник, серебряный мороз...", "Пахарь", "Детство"

       

    "Пахарь", "Старик у хаты веял...", "Уж подсыхает хмель на тыне..."

    7

     

    Стихотворения о родной природе (в том числе И.А. Бунина)

    Лирика начала XX века. И.А. Бунин. "Изгнание", "У птицы есть гнездо..."

    "Догорел апрельский светлый вечер...", "Полями пахнет, свежих трав...", "Ещё холоден и сыр..."

    8

    "Ковыль"

       

    "У птицы есть гнездо..." (после изучения поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри")

    9

       

    "Слово", "Русская сказка", "Изгнание"

    "Слово", "Ковыль" (после изучения "Слова о полку Игореве")

    10

         

    "Вечер", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..." (после изучения поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

    11

    Поэзия И.А. Бунина (стихотворения не указаны)

    "Крещенская ночь", "Ночь", "Песня", "Одиночество", "Последний шмель", "Собака"

    "Крещенская ночь", "Ночь", "Песня", "Одиночество", "Последний шмель"

    "Крещенская ночь", "Ночь", "Листья падают в саду...", "Одиночество", "Забытый фонтан"

    Таким образом, практически во всех программах обращается внимание на своеобразие творческой манеры И. А. Бунина, нравственно-философскую проблематику бунинской прозы, роль традиций русской классической литературы в творчестве писателя.

     

    Постовой: комплект инсталляция с унитазом


    Метки публикации: Методические материалы

    30-10-2020 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика