Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » » Критика о современной русской литературе. Е. Васенина

    Критика о современной русской литературе. Е. Васенина

    Александру Вампилову, одному из лучших советских драматургов, в этом году исполнилось бы 65 лет. В текущем сезоне несколько московских театров выпустили спектакли по вампиловским пьесам: театр на Покровке - "Старшего сына", театр под руководством Олега Табакова - "Провинциальные анекдоты". Александру Марину, поставившему "Провинциальные анекдоты", Табаков доверил Малую сцену МХАТа и самую страшную и пронзительную пьесу Вампилова - "Утиную охоту" (1969).

    В конце семидесятых годов "Утиную охоту" ставил Олег Ефремов, он же играл главную роль - роль "духовного пораженца" инженера Зилова. По пьесе тогда же был снят "Отпуск в сентябре" - фильм с Олегом Далем и Ириной Купченко. Вранье и вдохновенное ерничанье героев сейчас воспринимаются чуть ли не как всеобщий поведенческий код семидесятых. "Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна", - эта фраза несколько раз звучит в течение спектакля, и смысл происходящего, вернее, его отсутствие, именно в ней.

    В драматургии Вампилова мотивы чеховского "Иванова" и "Живого трупа" Толстого переосмыслены в контексте потерявшей всякие нравственные ориентиры эпохи. Исследование советского контекста с точки зрения испытания человека бытом показало мир, в котором "нет друзей, есть только соучастники", в котором почти ничего не происходит, кроме медленного умирания человека, уставшего от недовольства самим собой. Неудивительно, что при жизни Вампилова его пьесы не ставились: "вампиловский сезон" начался только после смерти драматурга.

    Поворотный круг сцены оформлен как детская карусель с мигающими фонарями, состоящая из нескольких "секторов" жизни главного героя - только что полученной квартиры (с нелепой карусельной лошадкой в качестве вешалки), рабочего кабинета НИИ и кафе "Незабудка". Купол карусели венчают скрещенные рыболовные снасти и муляж рыбы с подмигивающим электрической лампочкой глазом. Чуть позже рядом с рыбой окажется выводок утиных чучел. Таксидермистам в театре всегда есть чем заняться: театральный символизм любит набитые тряпьем тушки птиц как самую простую метафору тоски по несбывшейся жизни.

    Зилову "около тридцати лет, он довольно высок, крепкого телосложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых нельзя определить с первого взгляда".

    Сегодняшний Зилов - Константин Хабенский, специально выписанный МХАТом из Петербурга, - вызывает споры. Но все же звезде телесериала "Менты" - как и Ефремову двадцать лет назад - действительно есть что сказать про состояние, при котором "в душе пусто, как в графине алкоголика". Его закадычному другу Михаилу Пореченкову, звезде сериала "Агент национальной безопасности", играющему в спектакле тихого негодяя официанта Диму, пожалуй, тоже.

    Современным актерам легче было бы сыграть "Утиную охоту" как трагифарс, в котором на равных горечь и гротеск. Участие таких персонажей, как Вера в блестящем исполнении Екатерины Семеновой, чинуша-начальник Кушак, то и дело восклицающий "Я далеко не ханжа!", официант в исполнении иронического Пореченкова - очень к этому располагало. Но Табаков, принимавший активное участие в "проталкивании" "Утиной охоты" еще в конце семидесятых, вряд ли хотел поставить эту знаковую пьесу только лишь из-за вампиловского юбилея и не стал бы размениваться на легкомысленные, хотя, возможно, более кассовые интерпретации серьезной драматургии. То, что сегодняшний спектакль лишен откровенно удушающей, безысходной атмосферы, в которой, казалось, и заключен его главный смысл, - скорее радость, чем наоборот.

    Ведь талантливо и пронзительно сыграть Зилова можно, вероятно, только тогда, когда повседневная социальная жизнь так же удушлива, как в семидесятые. А это, слава Богу, пока не так. Но, может быть, Табаков почувствовал возможное приближение опасности, и его "Охота" - предупреждение о приближении нового застоя, новой духоты, которая, в том числе, потребует и свежих интеллектуальных сил для нового ее преодоления. Современная драматургия пока только набирает обороты, но есть все шансы думать, что в помощь новым "рассерженным", которые не заставляют себя ждать при первых симптомах загнивания общества, появится соответствующая нашим реалиям пьеса.

    (Источник: Статья "Утиная охота" Александра Вампилова в чеховском МХАТе")


    Метки публикации: Критика о современной русской литературе

    9-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика