Ничипоров И. Б.
Художественное наследие крупнейшего
русского писателя и поэта ХХ в. Ивана Алексеевича Бунина, первого
русского писателя – лауреата Нобелевской премии (1933), было
преемственно связано с традициями классики (от пушкинского и
лермонтовского Золотого века до психологической прозы второй половины
ХIХ столетия) и в то же время аккумулировало новейшие эстетические
открытия, совершенные модернистской культурой рубежа ХIХ-ХХ вв. и
касающиеся обновления образного мышления, способов раскрытия внутреннего
мира личности, жанровых экспериментов.
Творческий путь и личная судьба Бунина волею исторических
обстоятельств оказались разделенными на две примерно равные части: до
1920 г. жизнь и творчество в России; с 1920 по 1953 гг. – на "других
берегах" эмигрантского изгнания.
Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Его
детские и юношеские годы проходили вначале на хуторе Бутырки, а затем в
поместьи Озерки Елецкого уезда. Будущий писатель учился в елецкой
гимназии, которую так и не окончил, решающее же влияние на становление
его личности оказали занятия со старшим братом Юлием. Уже в ранней
юности, зачитываясь творениями Пушкина, Лермонтова, поэтов пушкинской
плеяды, а также произведениями Л.Толстого, писателей-"шестидесятников" о
народном бытии, Бунин создает свои первые стихотворения, пронизанные
ощущением непостижимости жизни в ее глубинном соприкосновении с тайной
смерти, памяти и Прапамяти: "И первый стих, и первая любовь // Пришли ко мне с могилой и весною…" (8,18) . Сборник стихов 1887-1891 гг. выходит в 1891 г. в Орле, где в
то время Бунин сотрудничал в газете "Орловский вестник". Несколькими
годами раньше в петербургской газете "Родина" публикуются первые
прозаические опыты молодого писателя, отразившие период увлечения
народничеством: рассказ "Нефедка" и очерк "Два странника". Для понимания всей последующей творческой эволюции Бунина важно уже
здесь обратить внимание на глубоко лирическую природу его творческого
дара. В разные десятилетия соотношение лирического и эпического начал
в его художественной манере будет меняться, однако подлинных вершин
Бунин достигнет именно в своей во многом экспериментальной прозе: от
лирико-философских "этюдов" 1890-1900-х гг. до "Жизни Арсеньева", поздних "кратких рассказов" и "Темных аллей".
Для творческого периода 1890-1900-х гг. характерны интенсивные
художественные и интеллектуальные искания писателя. В 90-е гг. Бунин
активно изучает западноевропейскую литературу и философию, переживает
период увлечения толстовством и народническими идеями (последние нашли, в
частности, отражение в напечатанном в "Русском богатстве" рассказе
"Танька"). В конце 1893 г. он впервые встречается со Л.Толстым, о
духовных исканиях которого уже в эмиграции Бунин напишет в
художественно-философском эссе "Освобождение Толстого". В 1895 г.
завязывается близкая дружба с Чеховым, а весной 1899 г. он знакомится с
Горьким, напряженные личные и творческие взаимоотношения с которым,
включая и временное участие Бунина в "Знании", продлятся до 1917 г. В
1903 г. за перевод "Песни о Гайавате" писатель был удостоен Пушкинской премии.
В бунинском наследии 90-900-х гг. важнейшее место занимает поэзия, одной из вершин которой стала пейзажно-философская поэма "Листопад" (1900). Лирические медитации активно проникают и в "малую" прозу Бунина
этих лет, предопределяя развитие особого жанра лирико-философского
рассказа и окрашивая как бытийные раздумья художника, так и его
прозрения, касающиеся национального характера, исторических судеб России
("Перевал", "Сосны", "Мелитон", "Антоновские яблоки", "Святые горы", "У истока дней" и др.). Искания Бунина в сфере бессюжетной лирической прозы, с одной
стороны, роднили его с опытом зрелого Чехова, а с другой – включались в
контекст жанровых новаций эпохи – эпохи модернизма (ранние рассказы
Б.Зайцева, прозаические эскизы К.Бальмонта, печатавшиеся в начале века в
"Южном обозрении" и т.д.). У Бунина импрессионистический поток образов,
объединенных внутренними ассоциативными связями, сочетается с их
предметно-бытовой и исторической достоверностью. Жанрообразующими
факторами выступают здесь импрессионистическая "прерывистость"
повествования, соединение далеких временных планов,
музыкально-ритмическая насыщенность языка, символическая емкость
деталей-лейтмотивов. В 1907 г. вместе с будущей женой В.Н.Муромцевой
Бунин совершает длительное путешествие в Европу, на Святую землю, в
восточные страны (Турция, Египет, Цейлон и др.), творческим результатом
которого становится цикл путевых поэм "Тень птицы" (1911).
В качестве особого этапа творческой судьбы Бунина выделяется
творчество 1910-х гг., вобравшее в себя трагедийное мирочувствие
предреволюционного десятилетия – в масштабе как России, так и
современной цивилизации в целом. В 1910-е гг. заметно снижается
активность Бунина в сфере лирики, а на первый план выступают масштабные
эпические полотна. В его прозе этих лет целесообразно выделить три
содержательных уровня.
Во-первых, это рассказы и повести о России и русском крестьянстве,
наполненные как отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями
недалекого будущего. Этот ряд раздумий о "светлых и темных, но почти
всегда трагических основах" русской души открывается повестью "Деревня" (1910), принесшей автору всероссийскую известность и вызвавшей бурную полемику в критике, а продолжается повестями "Суходол" (1911), "Веселый двор" (1911), рассказами "Худая трава" (1913), "Ермил" (1912), "Ночной разговор" (1911), "Захар Воробьев" (1912) и др. Раздумья Бунина о кризисных сторонах национального
сознания, исторических и метафизических истоках русской революционности,
о нередком торжестве "азиатчины" в русской жизни – и одновременно
постижение вековых основ народной нравственности, духовной сращенности
крестьянина с землей, неповторимого опыта простонародного отношения к
смерти высветили антиномизм художественного мышления писателя,
направленного на горько-отрезвляющее развенчание мифов о русской душе.
Подобные интуиции Бунина органично вошли в литературный и общекультурный
контекст эпохи. В эти годы пристальный интерес к закономерностям
народной жизни, в частности в ее "уездном" варианте, сблизил таких
несхожих художников, как А.Белый и М.Горький, А.Ремизов и А.Блок,
Е.Замятин и А.Толстой…
Во-вторых, эпохальные потрясения в масштабе Европы, связанные с
началом Первой мировой войны (1914 г.), подтолкнули писателя от проблем
русской жизни обратиться к художественному осмыслению судеб современной,
рационалистичной и позитивистской в своих основах, цивилизации. От
конкретно-исторического художественная мысль Бунина, обогащенная
интересом к восточной философии и буддизму, восходит к онтологическому
масштабу постижения мироздания и человеческой души: от довоенного еще
рассказа "Братья" (1914) к рассказам"Господин из Сан-Франциско" (1915), "Сны Чанга" (1916), "Соотечественник" (1916) и др.
В-третьих, в этот период интенсивное развитие получает и
психологическая проза Бунина, глубинными основаниями которой стали
философия Эроса, постижение тайны времени, памяти, взаимодействия
осознанного и бессознательного в структуре личности: это и рассказ "При дороге" (1911), и рассказа "романного типа" "Чаша жизни" (1913), "Грамматика любви" (1915), и "Легкое дыхание" (1916)… Трагедийное осмысление любви, намеченное в этих и других
произведениях 1910-х гг., достигнет высот в позднейшем эмигрантском
творчестве.
Таким образом, ко времени революции Бунин имеет заслуженную репутацию
признанного мастера слова, чье творчество развивалось в основном вне
рамок школ и направлений, а синтезировало, что особенно очевидно уже в
10-е гг., реалистические традиции, классическую ясность стиля с
модернистскими открытиями в сфере нового образного языка наступившего
столетия (невзирая на резкие выпады писателя против многих
представителей литературы модернизма).
В отличие от значительной части отечественной интеллигенции Бунин
скептически воспринял события Февральской революции , Октябрьский же
переворот вызвал в нем острое и последовательное неприятие. В течение
1918-20 гг., находясь в Москве, а затем в Одессе, писатель создает цикл
дневников под общим названием "Окаянные дни".
В произошедших потрясениях он увидел исполнение тех трагедийных
пророчеств о гибельных сторонах национальной ментальности, которые
оформились в его "крестьянских" повестях и рассказах 10-х гг.
Примечательна и сама жанровая форма дневника. В литературном сознании
Серебряного века она была весьма "привилегированной", что было связано с
тенденцией к лиризации жанровой системы в целом. Так, о смысле жанра
дневника, сопрягающего субъективное и объективное видения мира, в 1911
г. писал Блок: "Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до
времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно,
что наше время – великое и что именно мы стоим в центре жизни, то есть в
том месте, где сходятся все духовные нити…" . Блоковскому мнению близка
и точка зрения самого Бунина: "Дневник – одна из самых прекрасных
литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все
прочие…" . Дневниково-исповедальный элемент весьма ощутим в
лирико-философских рассказах Бунина разных лет; на его значимость в
бунинских "кратких рассказах" 1930 г. указал В.Ходасевич: миниатюры "похожи на мимолетные записи, на заметки из записной книжки, сделанные "для себя" и лишь случайно опубликованные…" .
С 1920 г. начинается эмигрантский период жизни и творчества Бунина,
связанный с его жизнью во Франции. Писатель обоснованно завоевывает
репутацию лидера литературного поколения "первой волны" эмиграции: его
произведения публикуются в самом известном "толстом" литературном
журнале – "Современных записках", а смерть Бунина в 1953 г. будет
воспринята современниками как символичное завершение этой страницы
литературной истории.
В эмигрантском творчестве стиль Бунина достигает особой утонченности,
происходит расширение жанрового диапазона – с отчетливой тенденцией к
исканиям в сфере крупных художественных форм (роман, эссе, цикл
рассказов). В бунинской прозе этих десятилетий важно и углубление
бытийной проблематики – в раздумьях о гранях любовного переживания,
судьбах России, метафизике и психологии творчества.
В 20-е гг. Буниным создан ряд вершинных рассказов и повестей о любви: "Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925),"Дело корнета Елагина" (1925) ,"Ида" (1925) и др. Здесь в полную силу выражена намеченная ранее трагедийная
концепция любви, рассматриваемой как взлет души, прорыв из "будней" к
ощущению надвременного единства всего сущего, – и вместе с тем
прочувствована катастрофическая краткость подобного наивысшего
напряжения человеческого существа. В бунинском мире, в отличие от
символистов, осмысление любовного переживания основано на художественном
проникновении в зримо-осязаемую реальность: это и рука героини,
"пахнувшая загаром" ("Солнечный удар"), и Катя, наполнившая своим живым
присутствием природный космос ("Митина любовь")… Понимание Эроса как
устремления личности к обретению целостности, "абсолютной
индивидуальности" (Н.Бердяев) и одновременно как томления земного по
бесконечности обнаруживает глубокую сопричастность Бунина тем
философским истокам (работы В.Соловьева, Н.Бердяева и др.), которые
питали художественную культуру рубежа веков. Разноплановая галерея
"ликов любви" и женских образов будет явлена и в итоговом сборнике
рассказов "Темные аллеи", над которым писатель работал в Грассе с 1937
по 1944 гг. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той
великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять
самым тяжким потрясениям современности: " "Декамерон" написан был во
время чумы. "Темные аллеи" в годы Гитлера и Сталина, когда они старались
пожирать один другого" , – такова надпись, сделанная автором на издании
сборника в 1950 г.
С 20-х гг. в творчестве Бунина заметно эволюционирует жанр
лирико-философского рассказа. Более зримым становится сплав образного и
философско-рефлективного путей постижения бытия ("Ночь", "Несрочная весна", "Музыка", "Поздний час" и др.). И в этом Бунин по-своему разделил общие закономерности
эстетического развития эпохи. Чрезвычайно значимым в модернизме стало
взаимопроникновение литературы и философии: философская мысль получала
дальнейшую динамику в континууме художественного текста – будь то
эссеистика В.Розанова или культурологические идеи, воплотившиеся в
образную форму в прозе А.Белого, А.Блока. Хотя Бунина отличало от
модернистов стремление сохранить непосредственность художественного
восприятия, не "отягощенного" привнесенными извне "теориями".
Значимым явлением в поздней малой прозе писателя стал и цикл "Кратких
рассказов" 1930 г. Эволюция лирико-философских рассказов и миниатюр в
бунинском творчестве закономерно вела ко все более экспрессивному
лаконизму, отточенности жанровых форм. Структурообразующими факторами
становятся в "кратких рассказах" ритмический рисунок и речевые детали:
как точно подметил в своей рецензии В.Ходасевич, "на сей раз путь к
бунинской философии лежит через бунинскую филологию – и только через
нее…" . Опыты в жанре миниатюры возникали и в более поздней бунинской
прозе ("В одной знакомой улице", "Качели", "Часовня", "Мистраль", "В
Альпах", "Легенда" и др.). Жанрообразующими признаками многих из них
стали вкрапления стихотворных цитат, лирически "преображающих"
повествование, сближение с принципами организации поэтического текста,
повышенная роль символики.
Крупнейшим явлением стал в позднем творчестве Бунина роман "Жизнь Арсеньева" (1927-1933),
явившийся итогом многолетних исканий автора в сфере лиризованной прозы
и оригинально выразивший процессы обновления романного мышления в ХХ в.
В произведении взаимодействуют различные жанровые тенденции. Здесь
присутствуют черты и "биографии", и "антибиографии", признаки
художественной исповеди, а также "романа о художнике": в уста Арсеньева
часто вкладываются заветные раздумья Бунина о сущности искусства,
русской литературе. Истоком "модерности" произведения стал отход Бунина
от традиционного для реализма ХIХ в. романа идеи, в основе которого
лежало представление о последовательном становлении личности,
поступательном развитии истории (классические романы И.Гончарова,
И.Тургенева, Л.Толстого). "Стартовым" в "Жизни Арсеньева" становится
переосмысление антропоцентристской модели мира, вызвавшее серьезные
трансформации во всей романной структуре.
Нелинейность композиционного движения в романе объясняется тем, что
все художественное целое сфокусировано вокруг не сюжетной динамики, но
ассоциативного развертывания ключевых лирических тем. Этот принцип
применялся Буниным еще в "Суходоле", однако в "Жизни Арсеньева" "радиус"
таких концентрических "кругов" заметно расширяется: от индивидуальных
переживаний героя к раздумьям о философии творчества, судьбах России и
русской культуры. Конфигурация этих тем подчинена
ассоциативно-ритмическим ходам, а их осмысление сопряжено с "двойной"
субъективностью – автора и героя.
Малоисследованной гранью лиризма бунинского романа остается пока
богатый реминисцентный пласт произведения, доминирующими в котором
становятся стихотворные цитаты из классической поэзии. Автор на практике
осуществил давние мечты – и собственные, и многих символистов – о
соединении стиха и прозы в единое художественное целое. Стихотворные
фрагменты создают лейтмотивный ритм повествования; поэтическое
"прочтение" получают в "Жизни Арсеньева" все явления бытия: и первые
детские восприятия мира, и творческие поиски, и чувство России.
Лирические вкрапления воздействуют на их прозаическое окружение,
способствуя метризации последнего, его приближению к законам
стихотворного языка.
Эти новации, во многом сближавшие автора "Жизни Арсеньева" с рядом
явлений как русского, так и европейского модернизма (М.Пруст,
Б.Пастернак и др.), обусловлены переосмыслением классической
антропоцентристской модели мира, движением к синтезу форм пространства и
времени, лиризацией всего арсенала художественных средств – от общей
композиции до особенностей языка.
В поздний период творчество Бунина обогащается поисками в сфере
эссеистики: "Освобождение Толстого" (1937), "О Чехове" (начало 1950-х
гг., незаверш.).
В историко-литературном плане актуализация эссеизма в начале ХХ в.
происходила прежде всего в широком поле модернистской культуры и
явлений, так или иначе с ней "рифмующихся". Яркое воплощение эссе
получило в творчестве Д.Мережковского, А.Ремизова, М.Цветаевой,
В.Ходасевича, К.Бальмонта и др. Жанр эссе постепенно вызревал и у
Бунина, будучи на содержательном уровне связанным с углублением
художнической саморефлексии писателя: от лирико-философских рассказов
20-х гг. к "роману о художнике" и эссе о Толстом и Чехове.
Подосновой двух бунинских эссе стали его глубокое преклонение пред
личностью Толстого и дружба с Чеховым. Авторский угол зрения на
изображаемое в обеих книгах изначально не был одинаков.
В "Освобождении Толстого" заметна большая дистанция автора при
раскрытии личностных свойств Толстого. Главный упор сделан на
онтологической интерпретации духовной биографии писателя, на толстовскую
философию, воплотившуюся в образной ткани его произведений. Это
сближающие автора и "героя" бытийные прозрения о Прапамяти, жизни и
смерти, нерациональных путях познания действительности, об отношении к
чувственной стороне мира и др. Эссе о Толстом становится важнейшим актом
самопознания Бунина. Диалогическая встреча двух речевых потоков –
автора и "героя" – вела к лирическому вчувствованию в судьбу титана
русской классической культуры.
С Чеховым Бунина связывало более разностороннее личное, бытовой
знакомство, поэтому в эссе о нем сильнее проявился
мемуарно-биографический элемент. Внешней канвой стало здесь воссоздание
жизненного пути Чехова. За "объективным" повествованием о встречах двух
писателей проступают таинственные черты внутреннего склада Чехова,
которые в потоке бунинских размышлений обретают связь с аспектами
наследственности и Прапамяти. По мере развертывания повествования в
суждениях Бунина о Чехове все ярче обнаруживаются свойства творческой
личности автора, стремящегося дать итоговую оценку своих отношений с
классикой.
Таким образом, и в "Освобождении Толстого", и в книге "О Чехове"
художественная структура насквозь лирична: именно авторская личность,
осмысляющая себя в соотнесенности с культурой прошлого и настоящего,
выступает в качестве ядра эссе.
В 1950 г. в Париже вышли "Воспоминания" Бунина, где в призме
пристрастных авторских оценок предстала панорама художественной жизни
Серебряного века.
Писатель скончался 8 ноября 1953 г. в Париже и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Творчество Бунина, при всей самобытности, оказалось
знаменательным явлением в свете магистральных для ХХ в. спора и
взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма. Сохраняя
классическую ясность и строгость художественного мышления,
реалистическую зоркость к предметной, чувственной стороне
индивидуального и национально-исторического бытия, Бунин в то же время
был типологически близок модернизму трагедийным опытом миропереживания,
движением к обновлению поэтики образности, принципов психологического
изображения, системы литературных жанров. И, сближаясь с модернистами в
видении актуальных эстетических задач, Бунин нередко осуществлял в творческой практике то, что в модернизме оставалось на уровне формальных экспериментов и теоретических построений.
Литература
1. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и
поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001. В предназначенном
для студентов учебном пособии анализируется дореволюционный период
творчества Бунина, особое внимание уделено его поэтическому наследию. К
анализу привлечены мало известные архивные материалы и письма.
2. Колобаева
Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и
абитуриентам. М., 1998. В книге профессора МГУ им.М.В.Ломоносова
рассмотрены концепция личности в художественном мире писателя
1890-1910-х гг., философская и национально-психологическая проблематика
его повестей и рассказов. Крупным планом проанализированы рассказы
"Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар",
"Темные аллеи", "Чистый понедельник".
3. Мальцев Ю.В. Бунин. М.,
1994. Новаторское системное исследование творческого пути Бунина, места
его произведений в русском и мировом литературном и культурном
контексте.
4. Ничипоров И.Б. "Поэзия темна, в словах не выразима…".
Творчество И.А.Бунина и модернизм. М., 2003. В монографии творчество
Бунина рассмотрено на широком фоне русского и европейского модернизма, а
также философской и эстетической мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Соотношение
творчества Бунина с модернистской и реалистической эстетическими
системами показано на уровнях поэтики художественного образа, новых форм
художественного психологизма, жанровых исканий.
5. Ничипоров И.Б. На
путях постижения русской души: И.А.Бунин и "деревенская" проза //
Филологические науки.2002.№1.С.30-37. Бунинское постижение судеб России и
коренных черт национального характера представлено в статье в
литературной перспективе.
6. Штерн М.С. В поисках утраченной
гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг. Омск, 1997. В книге
предложена целостная концепция жанровой эволюции поздней прозы Бунина.
http://www.portal-slovo.ru