Роман «Мастер и Маргарита» принес автору посмертную мировую славу.
Это произведение является достойным продолжением традиций русской
классической литературы, и прежде всего, сатирических — Н. В. Гоголя, М.
Е. Салтыкова-Щедрина. Эта традиция утверждает соединение фантастики и
гротеска, реализма и ирреальности. Сатирическое начало романа связано с
событиями, развернувшимися в Москве 30-х годов.
Сатирическое начало в романе выражается прежде всего в критике
конкретных человеческих пороков. Варенуха, Семплеяров, Степа Лиходеев,
Никанор Иванович — эти герои воплощают различные отрицательные черты. И
история с директором варьете Лиходеевым, наказанным за пьянство, и
разоблачение Никанора Босого, взяточника и доносчика, и осмеяние
жадности людей во время сеанса черной магии доказывают нам: зло должно
быть наказано.
Кульминационным моментом в обличении зла, безусловно, являются те
эпизоды, где описан бал Сатаны, на который являются отравители,
доносчики, предатели, безумцы, развратники. Эти темные силы, если дать
им волю, погубят мир. И они разительно похожи на жуликов, взяточников,
пьяниц в современной писателю московской жизни.
Но с другой стороны, обличение человеческих пороков не оставляет в
романе ощущения безнадежности. Конечно, пошлость и жадность достигают
апогея, когда на изумленных зрителей сыплется «денежный» дождь». Из-за
денег люди готовы были наброситься друг на друга. И как тут не вспомнить
слова знаменитой арии Мефистофеля: «Люди гибнут за металл! Сатана там
правит бал!» Однако когда Воланд лишает головы конферансье Бенгальского,
сердобольные женщины требуют вернуть голову на место. Воланд говорит,
что «милосердие иногда стучится в их сердца»-действительно, пороки и
добродетели в людях переплетены, связаны воедино жестокость и
милосердие.
Кроме того, сатическое начало проявляется в своеобразной логике
абсурда. Абсурд возникает уже в первой главе романа, когда дьявол
спрашивает у Берлиоза, существует ли дьявол, и, услышав отрицательный
ответ, сетует: «Да что же это у вас, чего ни хватишься — ничего нет». И
далее абсурд нарастает от главы к главе. Вот трамвайная кондукторша,
видя кота, садящегося в трамвай и покупающего себе билет, кричит: «Котам
нельзя! Слезай, а то милицию позову!» К милиции же собирается
прибегнуть Берлиоз, чтобы выяснить, кто же на самом деле Воланд. Но
милиция не может помочь навести порядок, потому что нарушение
общественного порядка — лишь выражение беспорядка в головах.
Поэтому центральная сатирическая метафора булгаковского романа —
повреждение головы, безумие. Вначале людям просто отрывают головы —
достаточно вспомнить печальную судьбу Берлиоза, а затем — конферансье
Бенгальского. Затем выясняется, что самое главное место в романе —
клиника Стравинского, туда с песнями отправляется целое учреждение, там
же встречаются мастер и Иван Бездомный. Это место — для скорбных
головою, и в абсурдной ситуации ясно проявляется безумие того мира, в
котором живут эти герои.
Герои московских глав романа предстают как ряженые, люди, делающие не
свое дело, люди, чья наружность совершенно не соответствует их
сущности.
Костюм, сидящий за столом и подписывающий документы, — символическое
выражение сути этих героев. Поэтому так легко Воланду и его свите внести
в их жизнь неразбериху, поэтому так легко становятся они игрушками в их
руках.
Итак, мы убедились, что абсурдные ситуации в романе не выражение
авторского произвола, а проявление более глубоких, скрытых от
поверхностного взгляда особенностей человеческой жизни. Такая
закономерность характерна для лучших произведений русской литературы.