Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" --
одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её
раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два
равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая
вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая
его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу,
"командует" другой стороной - пороками человечества, провоцирует их
выявление ("денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали
бумажки ловить", "женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли"),
то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая
видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать,
непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями
бытия ("Я…всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и
заменила ее новой,…я выплакала все глаза"). В слово "добро" автор
вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека
или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести
боль и страдания.Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами
Иешуа: "Все люди добрые".
То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат,
то есть "двенадцать тысяч лун" назад, при повествовании о Москве
двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное
добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью.
"Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал вопрос сатаны, и хотя
ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое "нет, они все так
же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы".Таким образом, главный свой удар,
гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских
пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая порождает и
беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность
существования обезличенного индивидуализма: "Поздравляю вас, гражданин,
совратили!", "Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль
Луизы!", "Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по
отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и
уходит в небытие".
Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать
каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные
понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, "земная"
борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая,
помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления
его обличительной сатиры, философско - гуманистические идеи. Я считаю,
что главная ценность "Мастера и Маргариты" заключается в том, что Михаил
Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло
вопреки обстоятельствам и соблазнам.
Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через
судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с
помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в
которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.Мастер -
тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и
жил, руководствуясь душой.
Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он
отступил, не продолжил борьбу за свою идею: "Ваш роман прочитали…и
сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен". Необычен и образ
сатаны в романе. Почему эта сила "вечно хочет зла и вечно совершает
благо"? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а
изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут
позавидовать обыватели Москвы: "Мы говорим с тобой на разных языках, как
всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются". Он так
или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру.
Так появление "мессира" переворачивает сознание Ивана Бездомного,
вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного
повиновения системе, и он дал слово: "стишков больше писать не буду" и
становиться профессором истории и философии. Прекрасное перерождение! А
покой, подаренный мастеру и Маргарите?