Прежде чем начать писать, я задаю себе
три вопроса: что хочу написать, как написать
и для чего написать.
А.М.Горький.
Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь
современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение
писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович
близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия.
Но эти связи очень сильно
отразились на его творчестве.
В наследии любого писателя что-то может нравится, а
что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в
восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного
творчества А.М.Горького.
Ранние его произведения- романтические песни и легенды- составляют впечатление соприкосновения
с настоящим талантом. Это- подлинное искусство- возвышенный
слог и сказочная метафоричность "Песен" о Соколе И Буревестнике. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как,
например, "Безумство храбрых- вот мудрость жизни!", "Рожденный
ползать- летать не может!" и другие. Легенды о Ларре и о Данко, взятые отдельно, являются замечательными образцами романтической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном
произведении - "Старуха Изергиль", героиня которого тоже, кажется, взята из легенды.
Роман "Мать" долгое время считался центральной книгой
писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова
Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие
участвовали в революции несознательно. Но если художественные
достоинства литературы мерить только политической направлен-
ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется,
что Горький - выдающийся писатель. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатление. Образ же Павла кажется довольно ходульным.
Думая о ненависти революционеров к правительству, удивляешься мягкости обращения с ними. В "тесной" тюрьме сидят в камерах всего по
трое- четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи
принимают без ограничений.
Тут же вспоминаются страшные картины сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова,
Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем,
что сейчас творится в наших лагерях... И как подумаешь, что к
этому привели страну такие, как Павел Власов...
Но самое главное, что делает роман "Мать" неприемлемым
для нас ( как и поэмы Маяковского,и "Поднятую целину" ),-это
оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата.
С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бороться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский
Сатин (пьеса "На дне" ) или Челкаш (рассказ "Челкаш"), было
заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых ("Дело Артамоновых", "Фома Гордеев"). А именно это и случилось.
После романа "Мать" писатель создал еще немало выдающихся
произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудничество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю,
как же Горький отвечал на свои три вопроса (смотри его высказывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Беломоро-Балтийском канале?
Мне всегда интересно знакомиться с книгами Алексея Максимовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его
за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Оно
и вправду было противоречивым. Однако, как сказал индийский
писатель Р.Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее
войдет истина?
Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет
время. Но я думаю, великий писатель заслужил себе право
навсегда остаться в памяти людей.