Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте


    О. Э. Мандельштам

    Не надивишься историческому чутью Блока. Еще задолго до того, как он умолял слущать музыку революции, Блок слушал подземную музыку русской истории, там, где самое напряженное ухо улавливало только синкопическую паузу. Из каждой строчки стихов Блока о России на нас глядят Костомаров, Соловьев и Ключевский, именно Ключевский, добрый гений, домашний дух, - покровитель русской культуры, с которым не страшны никакие бедствия, никакие испытания.

    Блок был человеком девятнадцатого века и знал, что дни его столетия сочтены.

    <...>

    В литературном отношении Блок был просвещенный консерватор. Во всем, что касалось вопросов стиля, ритмики, образности, он был удивительно осторожен: ни одного открытого разрыва с прошлым. Представляя себе Блока как новатора в литературе, вспоминаешь английского лорда, с большим тактом проводящего новый билль в палате. Это был какой-то не русский, скорее английский консерватизм. Литературная революция в рамках традиции и безупречной лояльности. Начиная с прямой, почти ученической зависимости от Владимира Соловьева и Фета, Блок до конца не разрывал ни с одним из принятых на себя обязательств, не выбросил ни одного пиетета, не растоптал ни одного канона. Он только усложнял свое поэтическое credo все новыми и новыми пиететами: так, довольно полно он ввел в свою поэзию некрасовский канон и гораздо позже испытал прямое каноническое влияние Пушкина - весьма редкий случай в русской поэзии. Литературная мягкость Блока происходила отнюдь не от бесхарактерности: он чрезвычайно сильно чувствовал стиль, как породу, поэтому жизнь языка и литературной формы он ощущал не как ломку и разрушение, а как скрещивание, спаривание различных пород, кровей и как прививку различных плодов к одному и тому же дереву.

    Самое неожиданное и резкое из всех произведений Блока - "Двенадцать" не что иное, как применение независимо от него сложившегося и ранее существовавшего литературного канона, а именно частушки. Поэма "Двенадцать" - монументальная драматическая частушка. Центр тяжести - в композиции, в расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы является источником разряда новой драматической энергии, но сила "Двенадцати" не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом непосредственно из фольклора. Здесь схвачены и закреплены крылатые речения улицы, нередко эфемериды-однодневки вроде: "у ей керенки есть в чулке", и с величайшим самообладанием вправлены в общую фактуру поэмы. Фольклористическая цепкость "Двенадцати" напоминает разговоры младших персонажей в "Войне и мире". Независимо от различных праздных толкований поэма "Двенадцать" бессмертна, как фольклор.

    Поэзия русских символистов была экстенсивной, хищнической: они, то есть Бальмонт, Брюсов, Андрей Белый, открывали новые области для себя, опустошали их и, подобно конквистадорам, стремились дальше. Поэзия Блока от начала до конца, от "Стихов о Прекрасной Даме" до "Двенадцати" включительно, была интенсивной, культурно-созидательной. Тематическое развитие поэзии Блока шло от культа к культу. От "Незнакомки" и "Прекрасной Дамы", через "Балаганчик" и "Снежную Маску" к России и русской культуре и далее к революции как высшему музыкальному напряжению и катастрофической сущности культуры. Душевный строй поэта располагает к катастрофе. Культ же и культура предполагают скрытый и защищенный источник энергии, равномерное и целесообразное движение: "любовь, которая движет солнцем и остальными светилами". Поэтическая культура возникает из стремления предотвратить катастрофу, поставить ее в зависимость от центрального солнца всей системы, будь то любовь, о которой сказал Данте, или музыка, к которой в конце концов пришел Блок.

    О Блоке можно сказать - поэт Незнакомки и русской культуры; разумеется, нелепо предполагать, что Незнакомка и Прекрасная Дама - символы русской культуры, но одна и та же потребность культа, то есть целесообразного разряда поэтической энергии, руководила его тематическим творчеством и нашла свое высшее удовлетворение в служении русской культуре и революции.

    1921 - 1922

    (Источник: Эссе "А. Блок")


    7-02-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика