Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » » Творчество А. А. Блока в оценке критиков - И. Анненский

    Творчество А. А. Блока в оценке критиков - И. Анненский

    Чемпион наших молодых, - несомненно, Александр Блок.

    Это, в полном смысле слова и без малейшей иронии, - краса подрастающей поэзии, что краса! - ее очарование.

    Не только настоящий, природный символист, но он и сам - символ. Напечатанные на карт-посталях черты являют нам изящного Андрогина, а голос кокетливо, намеренно бесстрастный, белый, таит, конечно, самые нежные и самые чуткие модуляции.

    Маска Андрогина - но под ней в самой поэзии ярко выраженный мужской тип любви, любви, которая умеет и обманно пленить и, когда надо, когда того хочет женщина, осилить, и весело оплодотворить.

    Но я особенно люблю Блока вовсе не когда он говорит в стихах о любви. Это даже как-то меньше к нему идет. Я люблю его, когда не искусством - что искусство? - а с диковинным волшебством он ходит около любви, весь - один намек, один томный блеск глаз, одна чуть слышная, но уже чарующая мелодия, где и слова-то любви не вставить.

    Кто не заучил в свое время наизусть его "Незнакомки"? В интродукции точно притушенные звуки cornet-a-pistоn.

    По вечеРАм над ресторанами...

    Слова точно уплыли куда-то. Их не надо, пусть звуки говорят, что им вадумается...

    Горячий воздух дик и глух

    И правит окриками пьяными

    Весенний и тлетворный дух.

    Потом идет крендель, уже классический, котелки, уключины... диск кривится, бутылка нюи с елисеевской маркой (непременно елисеевский нюи-что же вы еще придумаете более терпкого и таинственного?), пьяницы с глазами кроликов...

    И как все это бесвкусно - как все нелепо, просто до фантастичности - латинские слова зачем-то... Шлагбаумы и дамы - до дерзости некрасиво. А между тем так ведь именно и нужно, чтобы вы почувствовали приближение божества.

    О, читайте сколько хотите раз блоковскую "Незнакомку", но если вы сколько-нибудь Петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются. На минуту, но город - хуже, дача - становится для всех единственно ценным и прекрасным, из-за чего стоит жить. Грудь расширяется, хочется дышать свободно, говорить А:

    И медленно пройдЯ меж пьЯными,

    ВсегдА без спутников, однА,

    ДышА духами и тумАнами... (не придирайтесь, бога ради, не спрашивайте, почему туманами - а не, например, слишком пряными, туманами лучше - нельзя иначе как туманами)

    ОнА садится у ОкнА.

    Ее узкая рука - вот первое, что различил в даме поэт. Блок - не Достоевский, чтобы первым был ее узкий мучительный следок! {125} И вот широкое А уступает багетку узким Е и У. За широким А сохранилось лишь достоинство мужских рифм?

    И вЕют дрЕвними повЕрьями

    Ее упрУгие шЕлкА,

    И шляпа с траУрными пЕрьями,

    И в кольцах Узкая рУка.

    О, вас не дразнит желание! Нет, нисколько. Все это так близко, так доступно, что вам хочется, напротив, создать тайну вокруг этой узкой руки и девичьего стана, отделить их, уберечь как-нибудь от кроличьих глаз, сказкой окутать... Пусть жизнь упорно говорит вам глазами самой дамы - "если хотите, я ваша", пусть возле вас ворчит ваш приятель, "ведь просил тебя, не пей ты этого нюи, сочинил какую-то незнакомку. Человек, что у вас Гейдзик Монополь есть? Похолоднее. Ну где же она?:

    Эх, ты... сочинитель".

    Но что вам за дело до жизни и до приятеля? Мечта расцветает так властно, так неумолимо, - что вы, право, боитесь заплакать. Вам почти до боли жалко кого-то. И вот шепчут только губы, одни губы, и стихи могут опираться лишь на О и У:

    И перья страуса склонЕнные

    В моЕм качаются мозгУ (да мозгу, мозгу - тысячу раз мозгу, педанты несчастные, лишь от печки танцующие!)

    И Очи синие, бездОнные

    ЦветУт на дальнем берегУ.

    Я не знаю у Блока другого, более кокетливого, но и более мужского стихотворения. Это - вовсе не эротика, но здесь - вся стыдливая тайна крепких и нежных объятий.

    (Источник: Книга "Книга отражений")


    Метки публикации: Критика

    7-02-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика