Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте


    Москва

    Московская тема появляется уже в ранних стихах Цветаевой. Москва в ее первых сборниках - воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города.
    В стихотворении "Домики старой Москвы" город предстает как символ минувшего. В ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию. В нем воскресают слова и понятия, передающие аромат давних времен: "вековые ворота", "деревянный забор", домики, где "потолки расписные" и "клавесина аккорды". Но эти московские домики - "слава прабабушек томных" - исчезают, "точно дворцы ледяные по мановенью жезла". А с ними старая Москва утрачивает былую торжественность, величавость. "Домики с знаком породы" были хранителями души. Город беднеет с их исчезновением.
    Облик Москвы в ранней цветаевской поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Но меняется жизнь, меняется и восприятие города. Путешествие в Петроград зимой 1915/16 года позволило Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом. Кратковременная разлука с родным городом заставила взглянуть на него новыми глазами, как бы со стороны, что послужило импульсом для создания одного из самых известных цветаевских циклов - "Стихи о Москве".
    Этот цикл можно назвать величальной песней Москве. В нем город предстает как средоточие всех путей, сердце Родины. Символично время рождения цикла - 1916 год: очень скоро жизнь "в дивном граде сем, в мирном граде сем" неузнаваемо переменится. Цветаева увидит совсем другую Москву - разоренную, страдающую, потерявшую многих своих сыновей... Эту Москву она проникновенно и пронзительно-точно опишет в сборнике "Лебединый стан", в очерках "Октябрь в вагоне", "Мои службы", в дневниковых записях 1917-1921 годов. Автор переживает за судьбу родного города как за судьбу родного человека. В цикле "Москве" (1917) с отчаянием и нежностью обратится она к любимому городу:

    - Голубочки где твои? - Нет корму.
    - Кто унес его? - Да ворон черный.
    - Где кресты твои святые? - Сбиты.
    - Где сыны твои, Москва? - Убиты.

    Ощущая Москву частицей своей души, героиня готова вручить ее, как и свое сердце, тому, кто достоин такого дара. Как наследство, завещает она Москву дочери (первое стихотворение цикла) и как дар дружбы - собрату по ремеслу (второе стихотворение цикла): "Из рук моих - нерукотворный град / Прими, мой странный, мой прекрасный брат".
    В своих стихах Цветаева всегда экономно, прицельно использует цвет. В "Стихах о Москве" определяющий цвет - красный, он дан в сочетании с золотым и синим. Красный цвет в народной традиции неразрывно связан с красотой, любовью, жизнью сердца. И Цветаева сознательно следует этой традиции, используя для передачи различных нюансов все оттенки этого цвета. У нее "красный", "червонный", "багряный" означают "прекрасный", "драгоценный", "дорогой": "Червонные возблещут купола", "с багряных облаков", "во червонный день Иоанна родилась Богослова", "Иверское сердце, червонное, горит".
    Московская тема в творчестве Цветаевой всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. "С кремлевского холма" героине видна вся земля. Москва дает ощущение пространства, распахивает перед ней дали:

    Москва! - Какой огромный
    Странноприимный дом!
    Всяк на Руси - бездомный.
    Мы всё к тебе придем.

    Общение с городом, поклонение его святыням врачует душу. Любящее сердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшим, страждущим.
    Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в нем проснется желание очистить свою душу. И тогда он сумеет расслышать отдаленный, но настойчивый зов с "колокольного семихолмия": "Издалека-далече - / Ты все же позовешь".
    Долгие годы неумолчный зов этот звучал и для самой Цветаевой, вынужденной в 1922 году покинуть Россию...
    Поэт дорожит Москвой не только как родным городом, но и как святыней Отечества, столицей.
    Неторопливая, плавная, с многочисленными повторами мелодия звучит в стихотворении, вошедшем в цикл "Стихи о Москве": "Над синевою подмосковных рощ / Накрапывает колокольный дождь..." В нем предстают образы старой России и города "сорока сороков" церквей, колокольные перезвоны которых перекликались, подхватывались подмосковными. Воедино с миром природы сливается музыка колоколов. В этом стихотворении есть еще один важный для московского цикла мотив - мотив святости и праведности. Он связан с образом странников, которых так много было на бескрайних просторах Руси. В их душах - вера, смирение, отрешенность от мира. Странники-слепцы не идут, а "бредут". И словесные повторы в стихотворении передают ритм их неспешного движения:

    Бредут слепцы Калужскою дорогой, -
    Калужской - песенной - привычной, и она
    Смывает и смывает имена
    Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

    Образ странников напоминает о нескончаемости жизненных дорог, путей познания истины. Странничество для автора имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет на этот путь:

    И думаю: когда-нибудь и я,
    Устав от вас, враги, от вас, друзья,
    И от уступчивости речи русской, -

    Надену крест серебряный на грудь,
    Перекрещусь и тихо тронусь в путь
    По старой по дороге по Калужской.


    2-12-2014 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика