В предшествующие годы ученики освоили литературные знания
и обобщенные читательские умения, необходимые при чтении и анализе отдельно
взятого художественного произведения в соответствии с его жанрово-родовой
спецификой. Но в 8 классе они все чаще выходят за пределы данного произведения
путем сопоставления его с другими произведениями на ту же тему или с иными
произведениями того же автора.
Центральное место в 8 классе принадлежит работе над
пониманием средств выражения авторской позиции в произведениях различных родов,
видов и жанров литературы. Не менее важно в этом году освоить умение постепенно
обобщать известные сведения об авторах, представить себе мир того или иного
писателя, создать в своем представлении так называемый образ автора, увидеть его
своеобразие. Надо уметь определять, как выражается авторская позиция в описании,
в повествовании, в рассуждении от лица рассказчика, в лирическом стихотворении,
в диалоге и монологе, в изображении характеров героев, сюжете и композиции
произведения.
Познакомьтесь с примерным перспективным планированием
уроков внеклассного чтения в 8 классе, основанным на органическом единстве и
взаимосвязи классного изучения литературы и самостоятельного чтения.
Предваряющий программный материал |
Последующий программный материал |
Уроки внеклассного чтения (тема, предполагаемый литературный
материал для чтения и обсуждения) |
Песни |
Древнерусская литература |
1. Час любимой песни — исполнение и обсуждение песен: от
исторической и лирической народной песни к авторской песне, ставшей
народной. |
Древнерусская литература |
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка» |
2. Земли родной былые дни — обсуждение произведений на историческую
тему. |
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка» |
М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» |
3. Бороться и искать, найти и не сдаваться — обсуждение проблемы
долга и чести в современной литературе. |
М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» |
Н. В. Гоголь
«Ревизор» |
4. Чувства добрые я лирой пробуждал — обсуждение драматических
произведений, пробуждающих средствами искусства добрые чувства читателей
и зрителей. |
Н. В. Гоголь
«Ревизор» |
Л. Н. Толстой
«После бала» |
5. Сила человеческого характера — обсуждение произведений о
становлении и проявлении сильного человеческого характера. |
Л. Н. Толстой
«После бала» |
М. Горький
«Челкаш» |
6. Горе одному — урок-семинар по самостоятельно прочитанным
произведениям на морально-нравственные темы. |
М. Горький
«Челкаш» |
А. Т. Твардовский
«Василий Теркин» |
7. Люди мира! На минуту встаньте! — обсуждение произведений о людях,
совершивших подвиги в фашистских застенках. |
|
|
8. Честь смолоду — итоговый урок — читательская конференция по
произведениям о современных молодых героях. |