"Сон Обломова" занимает главенствующую роль в романе,
так как, как писал А. Дружинин, этот эпизод "уяснил и разумно
опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с
сердцем каждого читателя. В этом отношении "Сон", сам по себе
разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает
своим значением во всем романе " - он задает весь
эмоционально-художественный настрой произведения, сосредотачивает в себе
все основные его нити.
В "Сне" Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что
дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. "И поныне
русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла
действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и
долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры",и именно в
Обломовке складывается основная черта характера Обломова - поэтическая
мечтательность, что с одной стороны, превратится в черты обломовщины, а
с другой - позволит Обломову остаться выше житейского практицизма
Штольца.
Гончаров через "Сон" вводит в сущность Обломова определенные
сказочно-мифологической черты - параллель с Ильей Муромцем в романе
прочитывается достаточно четко, но, например, Ю. Лощиц пишет, что
"фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а
мудрый сказочный дурак Емеля. "Там есть добрая волшебница, являющаяся у
нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца,
тихого, безобидного - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого
все обижают,- да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он
знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на
какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне". В одной этой
фразе - почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому
что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и
надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных
негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром,
даже лучшим другом - Штольцем. И это ему, Обломову, напоследок судьба
пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну - новую
Милитрису Кирбитьевну".
Вся жизнь Обломова - словно продолжающийся сон, где
"настоящее и прошлое слились и перемешались", продолжение его "Сна",
описанного в самом начале романа.