BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Часть 1
Перевод
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И
достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в
ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до
реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая,
Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и
другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на
восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая
Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его
владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия,
Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада,
Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и
река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания,
Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида,
Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия,
Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая
называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития,
Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия,
Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира,
часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и
Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские
горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна,
Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В
Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома,
весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,
зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря
Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов
Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и
Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь,
англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и
прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем
Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили
не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был
единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать
столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте
поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили
столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и
столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог
народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По
смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся
остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433
локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья
Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли
запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ
славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть
славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля
Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и
прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя,
сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи.
А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда
волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли
их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех
ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные -
поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались
полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели
между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и
назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от
нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера
Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и
назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и
назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и
грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из
Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до
Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же
озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера
впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима
можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из
Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и
направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское.
Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток
пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от
Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море;
это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой
Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что
недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл
в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось
так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал
бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет
благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И
взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу,
и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по
Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих
там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И
отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и
что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем
сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут
наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и
бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и
обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно,
никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не
мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме
пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими
родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже
поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый
управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой -
Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне
подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а
Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И
построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был
вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры
и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де
тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На
перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к
Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то,
говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он
приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и
срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали
ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище
то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья
его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у
древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде
свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли
кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях
Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же
происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере
меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она
впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы,
говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только
кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы,
полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели
по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы,
дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь,
печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на
своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли
от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и
были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили
землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с
Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали
они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и
против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие
женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня
или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и
везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики
телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни
одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", -
их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а
затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли
от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и
вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой -
Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а
Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И
жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и
хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы
сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по
Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки
называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и
предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и
тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями;
перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный
обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным
обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков
у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне
имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и
срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но
устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и
на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними;
имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем
тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду
мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи.
Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие
закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо
письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона,
соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю
света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься
любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и,
особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе
рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не
едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают,
имея великий страх Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти -
убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних
областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже
едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на
ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство
творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские
дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые
своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в
охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими.
В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним
мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не
осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как
бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из
своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы
некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, -
снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если
родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и
прилежно воспитают".
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих:
кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту
- хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным
обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую
Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон,
поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и
Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли
их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань".
Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к
своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы".
Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над
рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И
сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее
оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие
обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель". И
сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему
повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему
Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю
Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва
работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над
ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по
нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил,
стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом
царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании
греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до
потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама
до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от
Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448
лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества
Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от
Константина же до Михаила сего 542 года". А от первого года царствования
Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от
первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого
года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года
Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года
Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а
Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти
Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти
годы, как уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим
по порядку года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по
берегу и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им,
попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя
их и всех бояр и заключил мир с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со
словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с
вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и
начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на
род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали
себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И
пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие
называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот
так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть
нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю
русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, -
на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов
прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а
прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И
принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города -
тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке -
кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над
теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники
его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И
отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой
город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата"
Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут
сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в
этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.
Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).
В год 6372 (864).
В год 6373 (865).
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к
ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе
на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что
Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь
Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей.
Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в
церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями
божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в
это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с
ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных
русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них
удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В год 6378 (870).
В год 6379 (871).
В год 6380 (872).
В год 6381 (873).
В год 6382 (874).
В год 6383 (875).
В год 6384 (876).
В год 6385 (877).
В год 6386 (878).
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу -
родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много
воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к
Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего
мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.
И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир.
Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам
приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих
воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в
Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда
же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег
Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского
рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира,
отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне
Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь
святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег,
княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И
были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег
начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и
установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради
сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и
возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав:
"Я враг их" и вам (им платить) незачем".
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому
даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте
хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И
властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами,
а с уличами и тиверцами воевал.
В год 6394 (886).
В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.
В год 6396 (888).
В год 6397 (889).
В год 6398 (890).
В год 6399 (891).
В год 6400 (892).
В год 6401 (893).
В год 6402 (894).
В год 6403 (895).
В год 6404 (896).
В год 6405 (897).
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается
теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как
теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы,
которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там
волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую
землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту
землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась
земля Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю
Фракийскую и Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и
чехами. Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю,
покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь
зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные
славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк
и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у
нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые
книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат
нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их
значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова
книжные и смысл их". Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и
передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: "В
Селуни есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык;
два сына у него искусные философы". Услышав об этом, царь послал за ними
ко Льву в Селунь, со словами: "Пошли к нам без промедления своих
сыновей Мефодия и Константина". Услышав об этом, Лев вскоре же послал
их, и пришли они к царю, и сказал он им: "Вот, прислала послов ко мне
Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать
священные книги, ибо этого они хотят". И уговорил их царь, и послал их в
Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же (братья
эти) пришли, - начали они составлять славянскую азбуку и перевели
Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии
Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие книги.
Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что "ни одному народу не
следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно
надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих
языках)". Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто хулит славянские
книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога
все народы", и другое: "Пусть все народы восхвалят величие Божие,
поскольку дух святой дал им говорить". Если же кто бранит славянскую
грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не
овцы, их следует узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же, чада,
послушайте божественного учения и не отвергните церковного поучения,
которое дал вам наставник ваш Мефодий". Константин же вернулся назад и
отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии. Затем
князь Коцел поставил Мефодия епископом в Паннонии на столе святого
апостола Андроника, одного из семидесяти, ученика святого апостола
Павла. Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все
книги полностью с греческого языка на славянский за шесть месяцев,
начав в марте, а закончив в 26 день октября месяца. Закончив же, воздал
достойную хвалу и славу Богу, давшему такую благодать епископу Мефодию,
преемнику Андроника; ибо учитель славянскому народу - апостол Андроник. К
моравам же ходил и апостол Павел и учил там; там же находится и
Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили
славяне. Поэтому учитель славян - апостол Павел, из тех же славян - и
мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский
народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А
славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а
прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была
славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был
им общий - славянский.
В год 6407 (899).
В год 6408 (900).
В год 6409 (901).
В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же,
напав, попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел
на угров, а угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон
едва убежал в Доростол.
В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.
В год 6412 (904).
В год 6413 (905).
В год 6414 (906).
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве;
взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю,
и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и
дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки
"Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и
было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а
город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много
убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество
палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли,
других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и
много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса
корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и
пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к
Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил
Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было
оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой
Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000
кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не
воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал
переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к
ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами:
"Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И
приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на
уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева,
затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для
Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья,
подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для
послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6
месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню -
сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя
на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки,
и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то
пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим
приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей.
Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к
ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся
им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из
Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через
одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и
торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались
уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с
мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим
оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.
И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам
копринные", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и
пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне
копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: "Возьмем свои
толстины, не даны славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев,
неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали
Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.