Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно..."

    Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно..."


    Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.

    Нетрадиционность и вызов заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и соединены союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание. Парадоксальность присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.

    Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.

    Участниками полилога и необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка, барабан, геликон, лирический герой, музыканты.

    У каждого есть свой характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и громкий барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий, потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие страданий одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны: тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура, плакса, вытри».

    Стихотворение сюжетно, в нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых и способных на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».

    Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась по-детски.

    «Без слов», «без такта» с деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без слов, / без такта.

    Антитеза, лежащая в основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума и молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием «Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого, просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако бранных слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала, меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в речи музыкантов звучит иронично как осуждение.

    Автохарактеристика лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка, подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим оркестром.

    Внутренние колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного выкрика:

    Я встал,

    шатаясь полез через ноты,

    сгибающиеся от ужаса пюпитры,

    зачем-то крикнул:

    «Боже!»

    бросился на деревянную шею.

    В искреннем признании лирический герой обнаруживает свою боль:

    «...я вот тоже

    ору-

    а доказать ничего не умею!»

    Родной душе поведал лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности «доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».

    Пренебрежением к публике звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А мне - наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я - хороший». Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение вопрос:

    «Знаете что, скрипка? Давайте -

    будем жить вместе!

    А?».

    Не будь этого «А?» - было бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию человека деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в себе, как скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.

    Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию, Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как - наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».

    Из-за членения стиха на отдельные строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических стихах, но этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего Маяковского.

    ------------------------

    Владимир Маяковский

    СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

    Скрипка издергалась, упрашивая,

    и вдруг разревелась

    так по-детски,

    что барабан не выдержал:

    "Хорошо, хорошо, хорошо!"

    А сам устал,

    не дослушал скрипкиной речи,

    шмыгнул на горящий Кузнецкий

    и ушел.

    Оркестр чужо смотрел, как

    выплакивалась скрипка

    без слов,

    без такта,

    и только где-то

    глупая тарелка

    вылязгивала:

    "Что это?"

    "Как это?"

    А когда геликон -

    меднорожий,

    потный,

    крикнул:

    "Дура,

    плакса,

    вытри!" -

    я встал,

    шатаясь, полез через ноты,

    сгибающиеся под ужасом пюпитры,

    зачем-то крикнул:

    "Боже!",

    бросился на деревянную шею:

    "Знаете что, скрипка?

    Мы ужасно похожи:

    я вот тоже

    ору -

    а доказать ничего не умею!"

    Музыканты смеются:

    "Влип как!

    Пришел к деревянной невесте!

    Голова!"

    А мне - наплевать!

    Я - хороший.

    "Знаете что, скрипка?

    Давайте -

    будем жить вместе!

    А?"


    28-10-2012 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика