Андрей Платонов – одно из самых ярких явлений русской словесности
XXвека. Родился Платонов в 1899, умер в 1951. Таким образом, жизнь
Платонова стала своего рода обрамлением первой половины XXвека. А первая
половина XXвека – время весьма интересное.
Мощнейший
рывок совершают литература и живопись, встает на ноги кинематограф.
Вместе с тем, одна за другой случаются сразу две мировые войны.
Происходит тотальная перекодировка человеческой жизни. В русской прозе
эти изменения привнес и утвердил Андрей Платонов.
Платоновский герой
Платоновский
герой – излишен, избыточен. Его не должно быть на Земле, а он есть.
Часто можно услышать, что читать Платонова очень трудно, почти
невозможно. Дело здесь, думается, вот в чем. Все мы, будучи жертвами
Возрождения и Просвещения, несем некоторую идею человека. Это человек,
напитанный идеями, человек мыслящий, человек, чей внутренний мир
полнится эмоциями и чувствами. Нас так научили, Мы так привыкли думать.
Нам это, в конце концов, льстит. Человек у Платонова – совсем другой.
Как
говорил о себе Макар из рассказа «Усомнившийся Макар»: «Я – пустой».
Пустота – главная характеристика платоновского мира. Соответственно,
степи и поля – основной ландшафт. Также герои рассказов Платонова – всегда бездумны. Знания вдруг приходят к ним из ниоткуда. Мысль
уступает место чувству. И когда читатель знакомится с платоновским
персонажем, который является его полной противоположностью, читатель
пугается. Читатель не привык жить в пустоте. Это, по меньшей мере,
страшно.
Психоаналитический смысл сушествования героев Платонова
Платонов
в свое время был чрезвычайно увлечен психоанализом, поэтому трактовка
его персонажей с этой стороны будет весьма оправдана. Так, например,
почти все герои имеют психопатологические расстройства. Главное из них –
шизофрения. Саша Дванов, главный герой романа «Чевенгур», шизофреник
даже на уровне фамилии. Дванов, два, раздвоенность. Человек у Платонова
уже сразу расщеплен на несколько личностей. Тогда как в культуре принято
человека считать единой личностью.
Также психоаналитический смысл
имеет проблема рождения у Платонова. Здесь имеется в виду теория Отто
Ранка о том, что главное переживание в жизни человека – это боль,
испытываемая при рождении. Люди у Платонова – автохтонны, они рождены из
земли. Точно так считали в древних мифологических культурах. С темой
рождения непосредственно связана тема смерти. Так, например, отец Саши
Дванова утопился в озере, чтобы узнать, что же там происходит, после
смерти. Узнать, что будет после – вот чего хотят платоновские герои.
Однако цена, которую надо платить за это знание, очень высока.