Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Военная тема в лирике А. Т. Твардовского

    Военная тема в лирике А. Т. Твардовского


    Поэзия А. Т. Твардовского — поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
    Война — жесточе нету слова.
    Война — печальней нету слова.
    Война — святее нету слова
    В тоске и славе этих лет.
    И на устах у нас иного
    Еще не может быть и нет.
    «Война — жесточе нету слова…» (1944)

    Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:


    Я долю свою по-солдатски приемлю,
    Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
    То лучше, чем смерть за родимую землю,
    И выбрать нельзя.
    «Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

    Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:


    За Починками, Глинками
    И везде, где ни есть,
    Потайными тропинками
    Ходит зоркая месть.
    Ходит, в цепи смыкается,
    Обложила весь край,
    Где не ждут, объявляется
    И карает…
    Карай!
    «Партизанам Смоленщины» (1942)

    Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

    Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:


    Соленый пот глаза слепил
    Солдату молодому,
    Что на войне мужчиной был,
    Мальчишкой числясь дома.
    «Иван Громак» (1943)

    Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:


    Вот — на бросок гранаты враг,
    Громак его гранатой.
    Вот рядом двое. Что ж Громак?
    Громак — давай лопатой.

    О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели — поднимали боевой дух и вели защитников вперед:


    Москвы не видел, но ему
    Москва салютовала.
    «Иван Громак» (1943)

    Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:


    Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
    И только не могу себе простить:
    Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
    Но как зовут, забыл его спросить.

    Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», — писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

    Я не слышал разрыва,


    Я не видел той вспышки, —
    Точно в пропасть с обрыва
    И ни дна ни покрышки.

    Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:


    И у мертвых, безгласных,
    Есть отрада одна:
    Мы за Родину пали,
    Но она — спасена.

    Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:


    Пусть не слышен наш голос, —
    Вы должны его знать.
    Вы должны были, братья,
    Устоять, как стена,
    Ибо мертвых проклятье —
    Эта кара страшна.

    В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством — жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

    Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:


    Я вам жизнь завещаю, —
    Что я больше могу?
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С честью дальше служить.

    Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек — все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

    Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:


    Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они — кто старше, кто моложе
    Остались там, и не о том же речь,
    Что я их мог, но не сумел сберечь, —
    Речь не о том, но все же, все же, все же…
    «Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

    Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища — жизни.


    Метки публикации: Твардовский

    7-04-2017 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика