Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова

    Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова

    Урок по Жуковскому и Батюшкову

    Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIXвека. Творческие судьбы В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Место поэтов в русской литературе начала XIXвека.

    Цели урока:

    Обучающие:

    • познакомить учащихся с судьбой и творчеством русских романтиков – В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова;

    • проанализировать произведения этих авторов, раскрыть их жанровые особенности, особенности поэтики романтизма;

    • определить место поэтов в русской литературе начала XIXвека.

    Развивающие:

    • совершенствовать навык работы с историко-литературным материалом;

    • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

    Оборудование: аудиоаппаратура.

    Ход урока

    Начало урока, постановка целей.

    - Мы продолжаем изучать важнейшее литературное направление начала XIX века – романтизм, и сегодня темой нашего урока станет жизнь и творчество двух видных русских поэтов-романтиков – Василия Афанасьевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова.

    Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами этих двух знаменитых поэтов. Их творчество невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. В чём их различие? Что их объединяет? Каково их место в русской литературе? Всё это мы постараемся выяснить в процессе сегодняшнего урока.

    Работа над темой.

    - Работать на этот раз вы будете самостоятельно, на основе материала учебника, с которым вы ознакомились дома. Работать вы будете в малых группах, каждая группа получит своё задание. Всего у нас будет 6 групп.

    Раздача индивидуальных заданий.

    1. На основе материала учебника составьте краткую биографическую справку о В. А. Жуковском (основные события жизни).

    2. На основе материала учебника расскажите о личности В. А. Жуковского (составьте нравственный портрет).

    3. На основе материала учебника расскажите о вкладе В. А. Жуковского в русскую литературу.

    4. На основе материала учебника составьте хронологическую таблицу по биографии К. Н. Батюшкова

    5. Составьте представление о личности К. Н. Батюшкова на основе «автопортрета»

    6. Тезисно выпишите основные особенности поэзии К. Н. Батюшкова (на материале карточек)

    Работу выполните письменно, по завершении я буду спрашивать. На работу отводится 20 мин.

    Самостоятельная работа.

    Проверка самостоятельной работы.

    - Сделайте вывод: что объединяет творческие и человеческие судьбы В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

    Творчески - они оба романтики, они чувствовали себя создателями "новой" литературы, Батюшков занимался не только практикой, но и теорией романтизма. Пушкин учился у обоих, особенно у Батюшкова - "благозвучию". И Жуковский, и Батюшков были склонны к философской тематике - но у молодого Батюшкова была еще легкая любовная лирика.

    Батюшков и Жуковский оба были участниками войны 1812 года, оба состояли в литературном обществе "Арзамас".

    Найдите в учебнике стихотворение В. А. Жуковского «Море».

    Прослушайте аудиозапись чтения стихотворения.

    Какие впечатления остались у вас от этого стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?

    Обратите внимание на подзаголовок: «элегия». Почему автор относит произведение именно к этому жанру? Помните, что элегия – грустное лирическое стихотворение, содержащее, как правило, философские размышления, раздумья, воспоминания. Так о чём же размышляет лирический герой стихотворения?

    Какова основная тема элегии?

    «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуковский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций (повторения согласных):

    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

    Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

    Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой». Безудержная стихия «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу». Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск», «светозарная лазурь» и т. д.), метафоры («смятение моря»), эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «испуганные волны»), состояние неба. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:

    Что движет твое необъятное лоно?

    Чем дышит твоя напряженная грудь?

    Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.

    Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

    В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»). Таким образом, образ моря символизирует чело­века, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответ­ственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

    Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу», скрывающую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи уходят». Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:

    Но, полное прошлой тревоги своей,

    Ты долго вздымаешь испуганны волны,

    И сладостный блеск возвращенных небес

    Не вовсе тебе тишину возвращает;

    Обманчив твоей неподвижности вид:

    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.


    Метки публикации: Уроки литературы

    7-04-2017 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика