Тип: Характеристика героев
Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» - это срез современной
автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская
литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту,
которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нём
каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем. Автор
«Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное
воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность
дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.
Все эти проблемы Пушкин виртуозно раскрыл на примере образа
главного героя. Но гениальность романа состоит в том, что автор дает не
однобокое освещение действительности, а развернутую картину реальности.
Так, проблему воспитания молодежи вне России Пушкин ставит на примере
другого героя – Владимира Ленского.
Именно поэтому на протяжении действия две фигуры полностью
занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение
судеб этих героев составляет сюжет романа.
Эти образы противопоставлены друг другу в романе. Сам автор говорит об их различности:
…Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
И на самом деле, герои представляют собой противоположности.
Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей
русской литературе. Следом за Онегиным появились Печорин (Лермонтова),
Рудин (Тургенева). Эта вереница героев названа впоследствии «лишними
людьми».
Пушкин подчеркивает типичность Онегиных, их нежелание
приспособиться к настоящей жизни. Не к жизни пышных зал, а к
существованию сердца и настоящих благородных чувств.
И в то же время Пушкин разглядел особенности личности героя:
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Эта лестная характеристика, казалось бы, многое обещает. Но при
первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое
утро перед поединком (дуэль с Ленским) он явится «мячиком
предрассуждений», рабом светской условности.
И вот, хотя и невольный, Онегин всё же убийца. Это оставляет на
нем неизгладимый отпечаток. Недаром позже он признается в письме
Татьяне:
Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из
деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной
неполноценности и бесполезности: «Чего мне ждать? тоска, тоска!..»
Ленский в романе представляет собой антипод Онегина. Во-первых,
ему 18 лет (Онегин старше); во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен
в проявлении своих чувств:
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику своей
возлюбленной. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге
последние стихи, а Онегин крепко спит… Евгений четко сознает, что жизнь –
это не роман, в котором все на грани. А Владимир так нежен и неопытен
и, можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы
между своим собственным вымыслом и реальностью.
Но Ленский всё же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с
ним через несколько лет жизни в Петербурге. Любовь Ленского к сестре
Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в этих
делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно
сурова.
Вообще, появление на страницах романа Ленского и то, что он стал
другом Евгения, – важный приём. С помощью Владимира, его открытого
взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как
ребенок, устами которого глаголет истина. Его реакция на зло и
предательство, конечно же, немного драматична, но она на самом деле
показывает масштаб злодейства. Ленский, в отличие от Онегина, не
способен идти на компромисс со своей совестью. А эта способность –самое
главное, что отличает героев друг от друга.
Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала
окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в
камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является
Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему
Евгению, а с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин говорит
важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…». И пускай они "волна" и
"камень", но суть их одинакова.