...Ничего не может быть проще множества событий,
описанных в "Войне и мире". Все случаи обыкновенной семейной жизни,
разговоры между братом и сестрой, между матерью и дочерью, разлука и
свидание родных, охота, святки, мазурка, игра в карты и пр. - все это с
такою же любовью возведено в перл создания, как и Бородинская битва.
Простые предметы занимают в "Войне и мире" так же много места, как,
например, в "Евгении Онегине" бессмертное описание жизни Лариных, зимы,
весны, поездки в Москву и т. п.
Правда, рядом с этим гр. Л. Н. Толстой выводит на сцену великие
события и лица огромного исторического значения. Но никак нельзя
сказать, чтобы именно этим был возбужден общий интерес читателей.
Какие бы огромные и важные события ни происходили на сцене, -
будет ли это Кремль, захлебнувшийся народом вследствие приезда государя,
или свидание двух императоров, или страшная битва с громом пушек и
тысячами умирающих, - ничто не отвлекает поэта, а вместе с ним и
читателя от пристального вгля-дывания во внутренний мир отдельных лиц.
Художника как будто вовсе не занимает событие, а занимает только то, как
действует при этом событии человеческая душа, - что она чувствует и
вносит в событие.
Можно... сказать, что высшая точка зрения, на которую
поднимается автор, есть религиозный взгляд на мир. Когда князь Андрей,
неверующий, как и его отец, тяжело и больно испытал все превратности
жизни и, смертельно раненный, увидел своего врага Анатоля Курагина, он
вдруг почувствовал, что ему открывается новый взгляд на жизнь.
"Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим
нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле,
которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне
жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был
жив..."
И не одному князю Андрею, но и многим лицам "Войны и мира"
открывается в различной степени это высокое понимание жизни, например,
многострадальной и многолюбящей княжне Марье, Пьеру после измены жены,
Наташе после ее измены жениху и пр. С удивительною ясностью и силою поэт
показывает, как религиозный взгляд составляет всегдашнее прибежище
души, измученной жизнью, единственную точку опоры для мысли, пораженной
изменчивостью всех человеческих благ. Душа, отрекающаяся от мира,
становится выше мира и обнаруживает новую красоту - всепрощение и
любовь.