«Обмен»
Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В. Трифонов
убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и
наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает псевдо
интеллигентское начало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает
социально психологические проблемы.
В ней звучит мысль о беспощадности
жизни. В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой
произведения узнал о тяжелой болезни матери. Пока Виктор Дмитриев
носился по врачам, его жена Лена нашла обменщиков, хотя раньше не
соглашалась жить со свекровью. «Душевная неточность», «душевный
дефект», «недоразвитость чувств» — так деликатно обозначает автор
умение добиваться своего любой ценой.
Хищные планы овладения жилплощадью свекрови девушка пытается
замаскировать под сыновнии чувства супруга, Лена убеждает его в том, что
обмен необходим прежде всего самой его матери. У Лены есть веский
козырь: комната нужна не ей лично, а для их с Дмитриевым дочери, которая
спит и готовит уроки за ширмой в одной комнате с родителями.
Символом бытовой неустроенности в повести является предательский треск
тахты. Тонко манипулируя чувствами мужа, женщина шаг за шагом
продвигается к своей цели.
Ю.В. Трифонов убедительно показывает
читателю, что мещанство, персонифицированное в образе семьи Лукьяновых,
вовсе не безобидное явление. Оно умеет настаивать на своем и
защищаться. Неслучайно после разговора Виктора с Леной о портрете
следует немедленная реакция всего клана Лукьяновых: они собираются и
покидают дачу Дмитриевых, где собирались до этого еще погостить. Потом
Лена разыгрывает целый спектакль, начиная потихоньку брать мужа в свои
руки. Она заставляет Дмитриева позвонить теще и попросить ее вернуться.
Интересна ретроспективная композиция повести. Этот прием помогает
Трифонову проследить этапы нравственной деградации Дмитриева, процесс
его «олукьянивания».
По мере развития сюжета произведения конфликт
углубляется. Оказывается, когда-то Ксения Федоровна вместе с сыном
изучала иностранный язык. Это было дело, которое объединяло их. Когда в
жизни Дмитриева появилась Лена, занятия прекратились. Сын и мать начали
отдаляться.
Еще одной символической деталью в повести является руки Лены, которой
она обнимает мужа: сначала она была легкой и прохладной, а через
четырнадцать лет супружеской жизни стала давить на него «немалой
тяжестью». Душевная нечистоплотность Лены проявляется и рядом внешних
отталкивающих деталей ее облика (большой живот, толстые руки, кожа в
мелких пупырышках). Ее полнота символизирует излишество, обладанием
которым она так увлечена. Дородной Лене противопоставлена худенькая
Таня, бывшая любовница Виктора. В отличие от Лены она не способна
покривить душой и, полюбив Дмитриева, расстается с мужем. Таня
романтична, любит стихи, в то время как в Лене доминирует бытовой
практицизм. Сам Виктор постоянно привык поступать не так, как хотел бы.
Он живет с Леной, думая, что Таня была бы ему лучшей женой. Дмитриев
понимает, что нехорошо занимать у Тани деньги, но потом соглашается.
Ю.В. Трифонов подчеркивает, что мировоззрение Дмитриева типично для
современной ему эпохи. Не случайно у Виктора появляется возможность
посмотреть на свои поступки со стороны. Для этого в повесть вводится
образ Невядомского. Это своеобразный двойник Дмитриева — человек, в
которого уже через несколько лет он скорее всего превратится, если
продолжит «олукьяниваться». Жерехов, сослуживец Виктора, рассказывает
ему историю про Невядомского, который успел поменять жилплощадь
(съехаться с тещей) буквально за три дня до смерти старушки.
При
рассказе он не только не осуждает Алексея Кирилловича Невядомского, а
даже завидует ему: тот получил хорошую квартиру и теперь выращивает на
балконе помидоры. Помидоры на могиле тещи Невядомского… Этот образ
преследует Дмитриева, открывая ему всю неприглядность его поступка.
Дмитриев часто задумывается о смысле жизни. Мысль о болезни матери
усиливает это раздумья. Ксения Федоровна привыкла всем помогать (кровом,
советом, сочувствием). Как и Таня, которая долгие годы любит Дмитриева,
она делает это бескорыстно. Матери Дмитрия Ксении Федоровне в повести
противопоставлена теща — Вера Лазаревна, мировоззрение которой пронизано
недоверием ко всем людям, даже к самым близким.
Начав разговор об истории одного обмена, Ю.В. Трифонов постепенно
переходит на критику мещанства в целом. Дмитриев не случайно вспоминает
отца и его братьев. Дядьки героя были по советским меркам людьми
зажиточными, а провинциальной родне помогал только отец Виктора: «Мать
считала, что в ссорах и во всех последующих несчастьях братьев виноваты
были жены, Марьянка и Райка, зараженные мелкобуржуазным мещанством».
Среди сослуживцев Дмитриева Ю.В. Трифонов рисует образ Паши Сниткина,
который умеет устроить все так, что ему всегда помогают. Он так часто
умудряется перевалить на кого-нибудь всю работу, что даже обзавелся
кличкой: «С-миру-по-ниткин». Рассматривая этот образ, Ю.В. Трифонов
поднимает проблему отношения к чужой беде: Сниткин отказывается ехать
вместо Дмитриева в командировку, хотя его семейные проблемы (перевод
дочери в музыкальную школу) не столь важны, как ситуация Дмитриева.
Так, в повести возникает разговор о двух породах людей: «умеющих жить» и
«втайне гордящихся благородным неумением». У одних вся обстановка
сверкает, у других процветает бедность и ветхость.
Дмитриев всю жизнь тянулся к людям первой категории: восхищался тем, как
Лена заводит нужные знакомства, умеет дать отпор обнаглевшей соседке
Дусе. Виктор жил с Леной, как будто одурманенный. Лишь однажды его
сестра Лора попыталась открыть ему глаза на то, что деловитость жены,
которой он так восхищался, выглядит наглостью и нахрапистостью в
глазах его родни. Особенно поразило их то, что Лена перевесила портрет
отца из средней комнаты в проходную.
Чужими и чуждыми по духу людьми
показались новые родственники деду Виктора. Когда Лена потом на
похоронах деда плакала и говорила о том, как она его любила, все это
было похоже на фальшь.
По мере развития сюжета характер Лены углубляется, а жизненная хватка
усиливается: «Она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая
миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и
всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех
пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть».
Цель жизни Лены — сделать карьеру. Она устроилась в ИМКОИН, где работают
«две идеально устроенные в этой жизни приятельницы».
А отец Лены
помогает устроиться на работу ее мужу, да и еще на то место, куда метил
друг Дмитриева Лева.
Затем выясняется, что Виктор когда-то любил рисовать, но не стал,
срезавшись на экзамене, бороться за свою мечту.
Когда Виктор предлагает матери съезжаться, та сначала отказывается и
говорит, что он уже совершил свой обмен, а потом неожиданно соглашается,
очевидно, понимая, что ее приглашают не жить вместе, а просто передать
жилплощадь перед смертью.
Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится
своеобразным критерием проверки их душевных качеств.
Мещанско-обывательское лукьяновское начало сталкивается в повести с
подвижническими взглядами русской интеллигенции, господствовавшими в
семье Дмитриевых.
Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного
компромисса. Однако одновременно угодить жене и матери не удается, и
тогда герой выбирает Лену. Когда Виктор предлагает матери совершить
обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду
нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в
новую семью.