Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте


    Системы рифмовки


    Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

    Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

    Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

    Выткался на озере алый свет зари,

    На бору со звонами плачут глухари.

    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

    Только мне не плачется - на душе светло.

    Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

    Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

    Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

    Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

    Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

    Глядел я, стоя над Невой,

    Как Исаака-великана

    Во мгле морозного тумана

    Светился купол золотой.

    И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

    Вдали от солнца и природы,

    Вдали от света и искусства,

    Вдали от жизни и любви

    Мелькнут твои младые годы,

    Живые помертвеют чувства,

    Мечты развеются твои.

    В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.


    2-04-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика