Написанное в 1819 г стихотворение описывает конкретные впечатления от
поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. :
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада...
"Деревня" как художественное произведение отражает традиции
русской и западноевропейской просветительской литературы и современные
идеи декабризма:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по
манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец
прекрасная заря?
Тем не менее, "Деревня" - это рассказ о реальной деревне и о
реальных страданиях крестьян - явное влияние радищевского "Путешествия
из Петербурга в Москву", полемика с державинским посланием "Евгению.
Жизнь Званская", с его идиллическими картинами сельской жизни.
Композиция "Деревни" не только двухчастная, но и двуплановая,
сочетающая элегию и сатиру, соответственно, первая - элегическая - часть
(кончая стихом "В душевной зреют глубине...") была напечатана, а вторая
распространялась только в списках.
Стихотворение построено на антитезе: "Но мысль ужасная здесь
душу омрачает..." - начинается вторая часть, и с этих строк начинается
обличение "барства дикого".
Отстаивая цельность и единство поэтического текста
пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: "Вторая часть "Деревни" и
продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия
у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть -
это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья,
родившиеся в "уединении величавом", и это сатира, которая вызвана к
жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного,
гражданского служения".
Риторические интонации отражают гневный возглас поэта-гражданина:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей
горит бесплодный жар...
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
"Деревня" – итог юношеских впечатлений поэта, начало его
свободомыслия, здесь впервые заявлена тема, которая будет неоднократно
звучать в творчестве Пушкина.